перья и единым фронтом пойти войной на летнюю обывательскую, граничащую часто с явной антиобщественностью, легкость.
Слов нет, летняя проблема трудна, ее нельзя будет решить в одно лето, но уже прошло достаточное количество сезонов для того, чтобы теперь можно было, по край
ней мере, за это дело приняться со всей решительностью.
УРИЭЛЬ
как это сам по себе особо интересный вопрос, но для внимательного читателя это ясно и без примеров.
Театральные отделы газет, театральные журналы ни в коем случае не должны ослаблять общественного напора и в летнее время. Наоборот, свойственное летним предприятйям низкое, иногда просто халтурное качество продукции, должно заставить наших критиков еще более заострить свои

К ИТОГАМ СЕЗОНА 3. Финансово-хозяйственная база

театра[*)]
тиями), проведших большую организационно-творческую работу по завоеванию зри
теля, по повышению процента сборов. УГАТ организовало центральную театраль
ную кассу (ЦТК), которая связалась через районных унолномоченных и агентов с 1100 предприятиями для снабжения их би
летами по пониженной стоимости (скидка до 50%) и фактически распределила около 700.000 билетов.
УМЗП через свое бюро распределения билетов (ТРБ) продало на предприятиях 300.000 билетов со скидкой в 50%.
Таким образом, УГАТ и УМЗП пропустили через свои театры организованным путем около миллиона рабочих. Этот любопыт
ный и вполне оправдавший себя опыт убедительно доказал, что ставка на пролетарского зрителя, независимо от идеологических соображений, имеет еще и финансово-хозяй
ственные выгоды в том отношении, что театр приобретает постоянного, организованного зрителя, с постоянными определенными пролетарски — классовыми вкусами.
Как ни обновляется наш репертуар, но все же характерным для него являлось то, что, несмотря на обновление в нем все же нет той чехарды спектаклей и постановок, которая характерна для европейского и в особенности для американского театра.
Новые постановки у нас вызываются преимущественно идеологическим ростом, развертыванием художественно-производственной и идейной работы театра и финансово
хозяйственными соображениями. Новые постановки не играют активной роли в смысле „уловления“ зрителя; наоборот фи
нансово-хозяйственные соображения служат подчас тормозом для новых постановок. Многие театры фактически добились своей бездефицитности, именно — благодаря жесточайшей экономии по части новых постановок.
[*)] См. „Hob. 3p.“ №№ 22 и 23.
Прошедший театральный сезон 1925/26 г. был фактически первым годом, когда вопросы хозяйственно - финансового порядка стояли перед театром не менее актуально и серьезно, чем художественно-производственные моменты.
Наиболее важным положительным фактором в хозяйственном строительстве театра представляется то явление, что все гостеат
ры (за исключением двух) свели свои ба
лансы с активом, и, во всяком случае, с абсолютной бездефицитностью и с превышением доходов сверх сметных предположений, в среднем, на 12 — 15%
Единственный источник этих хозяйственно-финансовых успехов театров — увеличение сборов; характерное для всех театров, даже для двух дефицитных гостеатров.
Это финансово-хозяйственное благополучие еще более рельефно выступит, если мы учтем, что частные театры, как например, театральный коллектив б. Корша, гастроль
ные спектакли Клары Юнг, „Кривого Зеркала“,
Ленинградск. театра комедии — Грановской были определенно дефицитными, причем дефицитность этих театров происходила, главным образом, благодаря низкому про
центу сборов (20 — 30%), в то время когда сборы гостеатров колебались между 50 и 80%.
Каковы же основные причины увеличения посещаемости гостеатров?
Основными причинами роста сборов, увеличения посещаемости театров являются: об
новление репертуара, как в художественнопроизводственном, так и в идеологическом отношении и работа объединения гостеатров, в лице УГАТ (управление государственными Академическими театрами) и УМЗП (управление Московскими зрелищными предприя