Детский театр в пролетарском искусстве

Мы исходим из того положения, что пролетарское искусство в его конечном счете должно основываться на профессионально - организованном оформлении реальной действительности и что поэтому искус
ство театра в руках рабочего класса пре
вратится в искусство целевого оформления действий личности в коллективе и всего коллектива внутри данной материальной культуры.
В связи с этим вопросом создание детского рабочего театра приобретает особый характер, т. к. искусство детей неизбежно будет в социалистическом искусстве, по преимуще
ству, искусством фантазирующих представлений, т. е искусством т. н. изображащим. Между тем, задача пролетарской художе
ственной педагогии будет сводиться к тому, чтобы выростая, подростки изживали эти фантазирующие представления и чтобы ху
дожественно-одаренные из них становились мастерами — производственниками. Оставить
же одновременно детей до зрелого возраста без искусства и без планомерного руковод
ства удовлетворением художественных детских запросов и вкусов, конечно совер
шенно невозможно. Иначе говоря, пролетарские художники-педагоги должны будут каким-то образом принять участие в строи
тельство детского театра. Каким же именно образом?
В настоящее время установился взгляд на необходимость создания театра взрослых для детей. Подвергать подобное решение чисто-эстетической критике едва-ли было-бы целесообразным. Поскольку дело идет о буржуазном искусстве или его пережитках, по
стольку тщательное изучение и работа теоретиков в достаточной мере вытравила бы
стилистическую тенденциозность, которая неизбежна во всяком искусстве, создаваемом взрослыми для дегей.
По иному следует ставить вопрос, когда говорится о пролетариате и его классовосамостоятельной художественной культуре.
Здесь выдумать что либо для детей и навязать последним в младшем возрасте, когда их „театральная“ фантазия гораздо богаче какой угодно фантазии взрослых, оказывается недостаточным, потому что в дальнейшем эту фантазию надо не развивать, а переводить ближе к действительности (т. е. поступать с художественной фантазией также, как поступает педагогика с вне художественной фантазией).
Вплоть до начала переходного возраста можно вносить в детское творчество эле
менты сознательного действия, т. е. посте
пенно отделять реальную действительность от эстетически романтической. Затем весьма полезен был бы кукольный театр(„Петрушка“,
К ИТОГАМ СЕЗОНА (НЕКРОЛОГ)
О прошедшем сезоне надо сказать, как о покойнике, только хорошее. Он прожил дни свои честно, трудолюбиво, без особенного эффекта, но и без дотации со стороны государства. Пафоса было действительно маловато у покойничка, это правда, и насчет там всяческих фронтов и идейной борьбы— это уж не взыщите, не имел покойник, царство ему небесное, на этот счет никаких талантов. Но зато во всем прочем был он строг, справедлив и мудр, как царь Соломон. Был вот, например, такой случай, с идеологией этой самой. У одних театров было ее
много, а у других — ничего, вот как есть пустое место. Так что же вы думаете? Взял это он идеологию в ее совокупности, взвесил и разделил всем поровну, по 400 грамм
всем и отвесил. Крику тут было, споров и стенаний — не счесть! Театр Вс. Мейерхольда прямо на дыбы:
— Позвольте! — кричит — да это же грабеж и бантитизм среди красного божьего дня! Да как же вы смеете мою честно накоплен
ную идеологию отдавать Малому театру? Да как же это я жить-то буду дальше?
На что покойный ответил вразумительно: — Не волнуйтесь, уважаемый товарищ!
Зачем вам так много идеологии, когда у вас всего одна постановка в сезоне?
Ну, мейерхольдовцам крыть-то и нечем!
Тоже и относительно внешней формы покойный был строг, но справедлив. Не нра
вилось очень ему, когда делили театры на правые и левые:
— Что же, — бывало говорил покойный,— за несправедливость такая? В союзе братских республик - и такое разделение на чистых и нечистых? За что кровь проливали?
И что же вы думаете? Взял это он, на
манер гоголевской героини, да и приставил