О КАЧЕСТВЕ ЭСТРАДНОГО РЕПЕРТУАРА

Эстрадное творчество и репертуар — наиболее уязвимые и опасные участки на нашем театральном фронте. Здесь сдвиги микроскопичны, а бли
зость к идеологическим запросам пролетарской общественности выражается в астрономических расстояниях. Эстрадное искусство, наиболее демократичное и доступное но своим формам, оказалось в значительной степени оторванным и изолированным от потребностей широких трудящихся масс. По существу своему долженствую
щее быть рупором нашей эпохи, оно стало эхом прошедших дней. Внешне прияв советскую фра
зеологию, оно почти ничуть не отошло от своего давнишнего идейного заказчика — щедринского обывателя и мещанина. Прежде теща — теперь алименты; прежде городская управа — теперь МКХ; прежде городовой — теперь милиционер,
прежде столоначальник — теперь председатель треста или какой-либо зав. Вот та старая тематика, которая столь усиленно преподносится эстра
дой, как современный репертуар. А в запасе еще столько «вечных» тем: о супружеском вероломстве, мужском и женском непостоянстве, о пьянках, спекулянтах, проститутках и т. п. преподно
симых нам, и словесно и сюжетно, по-старинке, в духе кабарэ «Яра» и «Максима». Однако, есть одна черта, которая отличает старую эстраду от современной. Первая была политически беззубой, последняя пытается быть острой и едкой сатирой. И вот тут-то прошлое эстрады давит, уродует, ломает молодые побеги ее настоящего.
Пришедшая к нам от шантана, кабака и всяких легких увеселительных заведений «с подачей
вина и водки» — эстрада и посейчас очень часто ориентируется на аудиторию из пивной. Отсюда махровый расцвет у нас на эстраде порнографии, начиная от грубой базарной сальности и кон
чая тонким эротическим намеком, и цыганщины с надрывом, наплевизмом и культом «зеленого змия». С другой стороны, специфическое поло
жение работника эстрады серьезно отражается на улучшении качества его продукции в уровень с политическими запросами дня. Из всей актер
ской массы эстрадник — наиболее индивидуальное, оторванное от какого-либо коллектива, лишенное каких бы то ни было общественных навыков существо. Отсюда, но содержанию, репертуар нашей эстрады ориентируется на мирок идей со
ветского обывателя. Но этот обыватель уже не тот, каким его показывал нам Щедрин. Две революции, империалистическая и гражданская войны — заставили его интересоваться политикой, точнее — политиканством. И сидя в пивной, или на открытой сцене, советский, обыватель требует от эстрады не только цыганщины и порнографии, но и политического зубоскальства. Сатира, поли
тический памфлет, злободневный куплет — это хлесткие бичи для расправы со всеми искажениями и искривлениями нашей действительности. Принцип каленного благополучия мы решительно отвергаем, но, попутно, необходимо твердо бороться с попытками огульного в злостного искривления советской действительности.
Если взять только несколько примеров из излюбленных эстрадниками тем, то мы увидим, насколько обывательски подходят они к разрешению вопросов.
Биржа труда — легче умереть, чем через биржу получить работу; зарплата — вычетов и нало
гов больше, нежели жалованья; культработа— прогресс с каждым днем: хулиганство растет в на каждом шагу пивные; снижение цен — одни
разговоры, а толку никакого; работа госучреждений — одна волокита и растраты и т. д., и т. п.
Репертуар современной эстрады типично обывательский, с явно вредной тенденцией свести все значительное, монументальное в нашей эпо
хе и строительстве до пошленького анекдота и
политического кукиша в кармане. Во всю ширь перед эстрадными работниками надо поставить вопрос о качестве и тематике их продукции.
Дайте нам пафос социалистического строительства, через мелочи наших будней отражающий гигантские переспективы грядущего; дайте острую политическую сатиру, от которой мурашки бегали бы но спине обывателя; свирепо, могу
чим гневом и великой издевкой обрушьтесь па обломовщину, российское «авось», культурное невежество, советский бюрократизм, противопоставляя этому здоровые, радостные, бодрые моменты нашей современности.
Ю. Глизерарт. театра Пролеткульта
Вот чего от эстрады требует новый социальный заказчик — широкие трудящиеся массы преданно и честно служить которым должен счи
тать величайшей честью каждый эстрадный работник.
Р. Пикель
СОТРУДНИКИ УМЗПОБ УБИЙСТВЕ
т. ВОЙКОВА
Мы, сотрудники всех предприятий сада «Эрмитаж» и УМЗП, заслушав сообщение об убий
стве нашего полпреда в Польше тов. Войкова, заявляем, что мы, работники искусств, совместно со всем пролетариатом готовы по первому зову встать на защиту завоеваний Октября.
Гнусным провокационным выпадам организованным нашими врагами, мы всегда сумеем дать должный и жестокий отпор.
В ответ на провокационные выпады, вырывающие из наших рядов лучших товарищей— тесней сплотим свои ряды под знаменами ВКП(б) и Коминтерна!
Да здравствует Красная Армия! Да здравствует ВКП(б)!
Долой британское правительство провокато
ров, — да здравствует рабочий класс Англии!