ИСТОРИЯ и ТЕОРИЯ

НАЧАЛО РУССКОГО ТЕАТРА
Русский театр возник во второй половине XVII столетия, как «царская потеха». Основан он был вовсе не «монаршей милостью» царя Алексея Михайловича, как это любили доказывать теа
тральные Иловайские, а в силу целого ряда объективных условий, диктовавших необходимость его возникновения. Россия в это время начинала менять свою восточно-византийскую ориентацию на западно-европейскую. Начинала прорубать «окно в Европу», которое, обычно, связывается с именем Петра I, а на самом деле являлось ре
зультатом развивавшегося торгового капитализма. Завязывались торговые связи с Европой, требовавшие заимствования и западной культуры.
«Русь трогалась, — говорит историк Соловьев,— с востока на запад, нужно было выйти из экономической несостоятельности, нужно было разбогатеть и усилиться, разбогатеть посредством тор
говли, промыслов, нужно было море — пробиться к морю нужно было с оружием в руках, нужно было свести старые счеты, освободиться от та
тарской дани, которую платили в Крыму под именем поминков, нужно было, следовательно, выучиться ратному искусству, нужно было вы
учиться строить корабли и плавать на них, строить крепости, чтобы поднять торговлю и бо
гатство, нужно было (выучиться всяким искусствам и ремеслам». И поскольку в обиходе западно
европейских дворов выдающееся место среди развлечений занимал театр, приходилось завести его и у себя. Отправляя к «Курляндскому Якубусу — князю» полковника Стадена, Алексей Михай
лович приказывает ему «приговаривать в службу рудознатных всяких самых добрых мастеров, ко
торые бы руды всякие подлинно знали и плавить их умели, да трубачей самых добрых и ученых, которые бы умели всякие комедии строить».
Здесь, таким образом, на одном и том же бланке заказывается и горный инженер (рудознатный мастер) и придворный комедиант.
Первый спектакль русского театра был целиком заимствован из Западной Европы. Для этого
пришлось обратиться в Немецкую Слободу. Так называлась та часть Москвы (где теперь Лефор
тово и Немецкая улица), в которой проживали
иностранцы и иностранные послы. Под словом «немец» разумелся тогда всякий иностранец. Русские послы все настойчивей доносили, что в «не
мецких землях» распространился и укрепился обычай иметь при дворе «комедии, по-русски— потехи».
Выбор пал на пастора церкви в «Немецкой Слободе» и заведующего школой при ней — Иоган
на Готфрида Грегори. Ему приказано было «учинить комедию и на комедии действовать из библии книгу Эсфирь и для того действа устро
ить хоромину». Эта «комедийная хоромина» была сооружена в селе Преображенском, под Москвой. Представляла она из себя клеть «сажен десять в квадрате, да в вышину в сажен». Огорожена она была тыном (забором) со створчатыми во
ротами. Стены внутри разукрашены красным и зеленым сукном. Под ногами — ковры. Все кругом подбито войлоком, чтобы не дуло. Освещение— сальные свечи. Зрители сидели на скамейках— «полках». Для царицы и царевен был устроен своего рода терем — особые места вроде лож с ре
шеткой, сквозь которую они смотрели на сцену. Сцена была приподнята над полом и отделена от зала — брусом с перилами и «шпалером», — раз
движным занавесом, подвешенным на медных кольцах. Рампу изображала деревянная доска с воткнутыми в подобие подсвечников сальными свечами. Декорации — «рамы перспективного
письма» в изготовлении «перспективных дел ма
стера» голландца Петра Энглера. Деревянную поделку работали русские столяры. Хроника 1675 года сохранила нам имя одного из первых рабочих-машинистов — столяра Гаврилки Филонова.
Первый спектакль в этой «комедийной хоромине» состоялся 17 октября 1672 года. Эго и есть первый спектакль первого русского театра в селе Преображенском. О самом спектакле в следующем очерке.
Эм. Бескин
Межсоюзные соревнования
„Балаган строителей