ЗИМНИЙ ТЕАТР ЭРМИТАЖ
Рис. С. Герштейн
„Маркитантка Сигарет
Полковник Шато- Руа - К. Зубов

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ОКТЯБРЯ

В Наркомпросе состоялось заседание театрально-музыкальной секции агитационно-зрелищной подкомиссии ЦИК СССР по подготовке празднования десятилетия Октябрьской революции.
Зав. худ. отделом Главполитпросвета т. Пельше сделал доклад о формах обслуживания про
фессиональным театром клубных постановок и уличных шествий. Профтеатры не смогут обслуживать уличные шествия и клубы, так как все они будут заняты своими октябрьскими поста
новками. Участие профессионального театра в Октябрьских торжествах должно выразиться в выступлении отдельных артистов на площадях с номерами импровизации и декламации, вносящими оживление и театрализацию в уличное ше
ствие. В местах стоянки программа может носить характер инсценировок и небольших постано
вок. Помощь клубу со стороны профтеатра должна вылиться в форму подготовки клубных постановок, устройство режиссерских консультаций, помощь со стороны изобразительного оформления, привлечение литературных и драматургических сил.
Секция признала участие профессиональных театров в проведении Октябрьских празднеств на улице крайне необходимым. Не менее жела
тельно и возможно широкое участие работников театров в деле подготовки клубов к Октябрьским торжествам. Отмечено, что такая помощь может выразиться не только в организации клубных постановок, но и в подготовке обслуживания клубов и уличных шествий.
Профессиональные театры, помимо специально-приготовленных и приуроченных к десятиле
тию постановок в центре, выезжают с октябрьским репертуаром в рабочие районы и губернии.
Секция запрашивает УГАТ и УМЗП об их участии в проведении празднеств в провинции. Местам рекомендовано созвать совещания теа
тральных работников (директоров, режиссеров, художников и т. д.), с целью привлечения их в активную работу по организации празднеств.

В центре внимания, — сказал нам политруководитель массового оформления октябрьских празднеств тов. Дауге, — стоит зрелищноагитационное оформление празднества. Основным затруднением в этой работе является то обстоя
тельство, что работники искусств, являющиеся специалистами в данной области, в большинстве
мыслят старыми образцами, штампами, тогда как комиссия стремятся найти новые формы революционною праздника.
Придание празднику массового, подлинно народного характера — такова цель работы. Конеч
но, вопрос об искусстве масс в целом выходит за ее рамки, но то народное искусство, которое уже существует сейчас — народная, национальная музыка и песня, частушечное творчество порода и деревни — будет максимально использовано, положено в основу музыкального и словес
ного оформления празднества. Кроме того, самое построение маршрутов демонстраций (по прин
ципу встречных колонн отдельных профсоюзов) оставляет широкое поле для импровизационных выступлений колонн, в которых они смогут обмениваться облеченными в художественную фор
му приветствиями, итогами производственных достижений, воспоминаниями о революционных выступлениях и т. п. Новым в оформлении де
монстрации будет и построение трибун. Лозунги будут обновлены и оживлены.
Основной формой зрелищного оформления к дни Октябрьских празднеств будет массовая инсценировка.
Предположено, что отдельные заводские и фабричные коллективы под руководством клубов будут инсценировать отдельные
эпизоды из истории революции в естественных «декорациях». Так, предполагается инсценировка боев на Пресне, взятия Зимнего дворца в Ленинграде и т. п.
Чрезвычайно важным является вопрос об организации массовых развлечений после демонстрации.
Работа в этом направлении кладет начало большой планомерной работе но организации отдыха трудящихся, что при 112 днях отды
ха в советском календаре — чрезвычайно важно. Основной формой этих развлечений намечены массовые игры и танцы, под руководством спе
циальных организаторов, и широкий карнавал. Все это будет в целом и в деталях (маски в карнавале, мишени в тире и т. п.) насыщено поли
тическим и сатирически-бытовым содержанием. Предположена также организация «советской ярмарки», цель которой — ввести в быт предметы обихода (одежда, посуда, лакомства), тем или
иным образом повязанные с революционным праздником, в противовес религиозной обрядности.
Профтеатры готовят к десятилетию Октября специальный репертуар, который на протяжении определенного периода времени (до двух недель) будут показаны максимальному количеству рабо
чих из районов. Кроме того, из профактеров в день демонстрации будет организована летучая эстрада для обслуживания колонн во время остановок.
С целью поддержания на известном общем уровне форм празднества во всем СССР, организованы, преимущественно из вузовцев, краткосрочные курсы массовых организаторов для работы на местах.