БОРЬБА

ЗА ТЕАТР

Летнее время располагает к итогам.

Отгремели премьеры. Отволновались диспуты. Внимание не отвлекается саженными сводными афишами.
О театре думаешь не перед освещенной рампой.
А со стороны все линии проступают отчетливей, перспективней и проще.

В сущности, судьба театра совпадает с судьбою других искусств. Спокойное равновесие строительных сил, слагавшее форму прежнего спектакля, стало тесным и неудобным для подвижной и гибкой психики современного человека. И он ответил на этот отрыв формы от действи

тельности двояко: отрицанием самого факта театрального искусства (кто не помнит многочисленных панихид по умершему театру), и ударом по старой форме,— жадным, стремлением определить самое существо театральной работы и отсечь наносные и случайные элементы. Револю
ция — ее критический и волевой импульс— помогла найти здоровое отношение к про
цессу изучения и переработки театрального материала, и сейчас уже мы видим неоспоримые результаты проделанной работы.
О, это веселое время борьбы за театр, борьбы поднятой левыми режиссерами! Как энергично муштровал Мейерхольд зрителя, заставляя его вновь почувство
вать сцену как открытую площадь, где свободно и широко распределяет актер геометрический узор движения и жеста. И сам актер — разве не достаточно оценил он живую выразительность своего орга
низованного тела, преодолевающего крепко слаженные этажи конструкций? И вот нам непреложно доказано, что процесс воспри

ятия спектакля не имеет ничего общего ни с чтением романа, ни с созерцанием картины. Спектакль вновь встал перед

нами как самостоятельный факт, имеющий свой материал и обрабатывающий его по своим законам.
Мало иметь материал, мало извлекать эффекты из его природных свойств. Бес

цельная игра вырождается в легковесный эстетизм. Безпредметная эксцентрика упи

рается в лучшем случае в цирковую работу. А между тем до сих пор богатейшие сред
ства театрального воплощения еще ни разу не привлекались к разрешению сложнейших проблем новой действительности и нового человека.
Как ни перекраивай Островского — „Лес“ социальных отношений его времени давно уже вырублен и выкорчеван современно

стью. Как ни звони в телефоны, как ни хлопай дверцами лифтов — идеология „Озера Люль“ целиком укладывается в пятикопеечную книжечку старого „Нат Пинкер

тона — короля сыщиков , продававшуюся в эпоху реакции. Внешняя современная обстановка лишь подчеркивает внутреннюю беспомощность большинства последних „гвоздей сезона .

Само собой разумеется, что отсутствие репертуара — факт в котором меньше всего повинны режиссеры и актеры. Но театру от этого не легче. И, подводя итоги сезо

на, мы должны сказать, что у нас есть все элементы революционного спектакля весь аппарат социального зрелища, но такого зрелища мы еще не имели. И если следующий сезон не выведет нас за пределы всякого рода приспособлений к со
временности, — стрелка барометра, отмеча
ющего волнения в атмосфере нового искусства, беспощадно укажет нам на за
тишье когда то кипучей борьбы за театр, достойный нашего времени.
СЕРГЕЙ СПАССКИЙ.