Болезни эстрады

Эстрада самый распространенный вид зрелищ среди широких масс: ее аудитория насчитывает в одной лишь Москве ежедневно несколько десятков тысяч, а порой и сотни тысяч посетителей.
Эстрада нужда рабочему: она может дать ему культурный отдых и. вместе с тем, быть сильным средством его общественно-политического воспитания. Эстрада может и должна быть могучим орудием в борьбе за культурную революцию.
Но в настоящее время эстрада не исполняет своих задач. Она заражена цыганщиной, порнографией, халтурой и т. п. безобразиями. Это, от
нюдь, не означает, что нет и светлых пятен в области эстрадной работы. Нет, некоторые до
стижения имеются, но в общем эстрада больна и ее нужно серьезно лечить.
Кстати сказать, за «лечение» эстрады в последнее время серьезно взялись Главрепертком, МРКИ, МОНО и некоторые другие органы, так что есть основания полагать, что эстрадная ра
бота в Москве и губернии в ближайшее время более или менее наладится.
Основное зло эстрадной работы, основной «вредитель» ее у нас в Москве — это «жучек».
Эстрадные выступления организуют клубы, красные уголки, советские учреждения, профес
сиональные и общественные организации, нарпитные учреждения и т. п. Артистами эстраду должен снабжать Центропосредрабис, но на самом деле — картина совсем другая. Вплоть до последних дней Центропосредрабис так плохо ра
ботал, что посредничество между артистами и организаторами эстрадной работы выпустил из своих рук, и в настоящее время фактическим «посредрабисом» является частник — «жучек». Жучек договаривается с клубами и другими ор
ганизаторами вечеров, составляет программу, приглашает артистов, устанавливает оплату и в результате артистам достаются крохи, а львиную долю жучек кладет в свой карман, не брезгуя никакими средствами.
В какой мере жучки захватили артистический рынок, видно из того, что 12-го марта, например, когда по всей Москве работали сотни эстрад, Центропосредрабисом артистическими силами было обслужено лишь 12 эстрад; все остальные, очевидно, обслуживались жучками.
Жучек вреден с точки зрения охраны материальных интересов артистов, но жучек вреден и в идеологическом отношении. Как правило, он максимально услужлив мещанским и порнографическим запросам некоторых слоев нашей об
щественности: подбирая для устраиваемых им вечеров репертуар и артистов, он всегда берет наиболее «лакомое» для них.
Итак, основной огонь должен быть направлен против жучков. Нужно мобилизовать все силы советских учреждений и советской обществен
ности, чтобы изжить этот гнойный нарыв на нашем теле.
Конкретно:
1. Центропосредрабис должен наладить свою работу так, чтобы не отталкивать от себя артистов и потребителей артистической силы, а наоборот, успешно конкурировать с частникомжучком.
2. Клубы, учреждения и организации должны отказаться от посредничества жучков и все свои требования направлять в Центропосредрабис, который быстрее и лучше должен удовлетворять эти требования, чем жучки.
3. Рабис должен объявить борьбу с жучками, прорабатывая этот вопрос на своих собраниях, устанавливая профдисциплину в борьбе с жучками, как с врагами искусства и артистов.
4. Мосгублит со своей стороны должен оказывать содействие в борьбе с жучками всем заин
тересованным в этом деле — средствами, доступными ему.
Второе зло эстрадной работы, это — то, что в настоящее время рынок эстрадных артистов за
сорен малоценными, нередко совсем негодными
элементами. В значительной части это засорение объясняется неправильной работой квалифика
ционной комиссии Центропосредрабиса, которая до сего времени для присвоения Сидорову — Петрову артистического звания больше ничего не требовала, как исполнения двух-трех заученных ими номеров, мало интересуясь или совсем не интересуясь тем, каково теоретическое образование Сидорова — Петрова, каково их мировоззрение, общественно-политическая подготовка. Достаточно, если Сидоров — Петров хорошо «дры
гает» ногами ц артист готов. Необходимо объявить генеральную перерегистрацию всех эстрадных артистов, пропуская в случае надобности неко
торых из них через квалификационную комиссию еще раз. В процессе этой перерегистрации
нужно освободить рынок эстрадных артистов от негодных элементов, оставив в списках Центро
посредрабиса лишь вполне достойных быть эстрадными артистами.
Что же класть в основу отбора нужных для эстрады артистов?
Во-первых, не допускать на эстраду в качестве сольных исполнителей - артистов по квали
фикации ниже III группы. (К III группе и выше относятся солисты; хористы и вообще артисты ансамбля идут по группам I и II-й).
Нужно твердо помнить, что каждый артист эстрады, выступающий вне ансамбля — солист и как таковой, должен быть артистом совершенно законченным.
Во-вторых, при определении группы, нужно учитывать не только технику исполнения, как это делалось до сего времени, но и теоретиче
скую подготовку и общественно-политическую
пригодность артиста к его высокой культурной деятельности.
Отсюда, нужно установить минимум требований, предъявляемых каждой группе артистов, нужно серьезно подумать о составе квалифика
ционной комиссии, которая должна быть не только компентентной для решения вопросов, но и высоко авторитетной в глазах артистов и со
ветской общественности. В комиссию должны быть введены не только специалисты-эксперты, но и представители общественных организаций, в первую очередь, потребители артистической силы.
При создании такой компетентной и авторитетной квалификационной комиссии отпадет к необходимость параллельного существования других комиссий, какие в настоящее время имеются при МОНО, при КО МГСПС и др„ и
артист будет освобожден от лишней трепки нервов. Кроме того, можно будет отказаться от неприятного для артистов распределения их по литерам «А» и «Б», оставляя литеровку только для репертуара. До сего времени артист-солист, высокой квалификации, но получивший литеру «Б», не допускается в клубы и другие, так сказать, «приличные» места, он может выступать