Главрепертком и эстрада

Беседа с членом ГРК тов. Р. Пикелем
Мы считаем, что эстрада по своим формам, не говоря уже о тематике, должна быть одним из
наиболее популярных видов зрелищных искусств для трудящихся масс.
Почему? Она наиболее портативна, массолитна, не требует никаких технических приспособле
ний, проникает туда, где нет ни профтеатра, ни даже библиотеки. По тематике эстрада весьма злободневна, имеет возможность быстрее и легче всего откликаться на актуальные вопросы се
годняшнего дня. При выдержанной тематике эстрада, конечно, является наиболее злободневным и тенденциозным искусством, в самом лучшем понимании этого слова.
Оздоровление эстрады как раз и должно итти по той линии. Мы должны ее превратить в лег
кую кавалерию на фронте искусств, ведущую беспощадную борьбу с обывательщиной, мещан
ством, рвачеством, чванством во всех его видах,
с конкретными носителями социального зла и бюрократическими извращениями нашего рабочего государства.
Однако, эта общая принципиальная установка еще значительно далека от того, что представляет наша современная эстрада. Несмотря на свою демократичность, в тематике своей она осущест
вляет чуждый нам социальный заказ; по линии сатиры часто превращается в рупор обывательства и политиканства; по музыкальной — наса
ждает мещанскую, псевдо-народную, кабацкую, блатную, уголовную, псевдо-цыганскую, ямщиц
кую, псевдо-революционную и т. п., песню, — т.-е. прививает нашей аудитории низкие и пошлые музыкальные вкусы, ничего общего с музыкальной культурой не имеющие.
В этом жанре наша эстрада целиком находится в плену у охотнорядских привычек и настроений. К тому же нарпитовская обстановка (82% всей эстрады сосредоточились в пивных и ресторанах), содействует процветанию такого репертуара.
В связи с этим перед ГРК встал вопрос о необходимости решительного оздоровления нашей эстрады, как по идеологической, так и по художественной линии. Было созвано два совещания с участием авторитетных и компетентных лиц; на совещаниях удалось найти общий критерий в подходе к эстрадному репертуару. Необходимо отметить общее единодушие между ГРК и ра
ботниками эстрады в оценке всех отрицательных явлений, какие мы имеем на эстраде и мер борь
бы с ними. В итоге работ совещания были созданы две комиссии, в которые вошли предста
вители различных общественных организаций, а также авторы текстов, композиторы и эстрадные актеры.
Одна из комиссий специально работает над выработкой общего списка неприемлемых для нас эстрадных номеров и существующего музы
кального репертуара. Намечено к изъятию до двух тысяч произведений. Комиссия поставила своей задачей самую решительную борьбу с мещанством («В голове моей мозг иссыхает», «Ах любовь, как ты зла» и т. д.), с псевдо-цыганщи
ной («Бубна-звон», «Цыганка Зара»), с псевдонародными песнями («Вот мчится тройка почтовая», «Полянка», «Полюбил всей душой я девицу», «Разбойничья», «Атаман Кудеяр» и т. и.).
В эту комиссию включен ряд специалистов по отдельным жанрам эстрады, что даст нам воз

Выставка К. Савицкого

Небольшая выставка работ К. К. Савицкого может быть разделена на 2 половины: первая — театральные эскизы и графика, вторая — работы маслом.
Известный, главным образом, как театральный зарисовщик и художник костюма, К. К. Са
вицкий пробует выступить и как живописец. Но здесь приходится предостеречь начинающего художника от весьма существенных недостатков: излишняя изощренность, стилизация «под немцев», прилизанность некоторых работ, порой ка
кая-то тяжеловатость в самой работе, — все это показывает, что художник встал на неправильный, надуманный путь.
Из хороших театральных эскизов к танцам видно, как ощущает художник движение; выдержанные по цвету и остроумно разрешенные костюмы оставляют хорошее впечатление и вызы
вают желание видеть художника в театре, так соскучившемся по цвету.
Как художник костюма, Савицкий бесспорно выдвигается сразу в первые ряды московских художников, работающих в этой области.
У Савицкого есть чувство цвета, хороший вкус и экономность в изображении. Во всем этом ощущается все большая и большая того потребность:
в этом смысле показателен успех ленинградца Акимова в целом ряде московских постановок.
В графике (работа тушью), представленной весьма немногочисленными работами, Савицкий показывает театральные сцены, актерский быт. Чувствуется наблюдательность и добросовестная техника, но все же приходится посоветовать художнику работать попроще. Быт, который Савицкий изображает, несколько несовременен, художник многое как бы нарочно не замечает. Чувствуется некоторое влияние Дейнеки и Акимова.
Сильное увлечение Западом сказывается в ра
ботах Савицкого маслом. В «Делегатах» большой работе, в общем насыщенной по содержанию, чувствуется робкое нащупывание современных типов и это хорошо, но чересчур изысканная ма
нера письма, своего рода обилие вкуса — все это делает вещь несколько прилизанной, сама же фресковая манера требует большой простоты. В портрете Наталии Глан хорошо разрешена пер
спектива. В работах маслом Савицкому надо еще работать, главным образом, над цветом.
Выставка К. Савицкого обещает многое, но начинающему, несомненно, даровитому художнику надо освободиться от изломанности, надо больше работать над прорисовкой вещей, над факту
рой, углублять темы, которые — чувствуется — волнуют художника.
Т. 3—ич