звучала соответственно потребности борющегося класса.
Чему, спрашивается теперь, учит нас практика формального эксперимента, которую мы имеем на сегодняшний день?
Все силы, таланты, богатейшая эрудиция, за редким исключением, уходили до сих пор на поиски способов, как бы позанимательнее и по
оригинальнее (чтобы не напоминать других) оформить спектакль внешне, ошарашить зри
теля новизной, воздействовать на зрительную сторону восприятия. Допускаю, что большинству экспериментаторов и в голову не приходило, что подобная установка присуща психологии буржуазного деятеля искусства, что она — отрыж
ка буржуазных эстетических воззрений. А между тем, именно она заводит и уже завела некоторых очень даровитых экспериментаторов в художе
ственный тупик, удаляя их далеко от содержания и толкая к чистой форме, к реакционному тези
су «искусство для искусства», — хотят они этого или нет.
Эксперимент нужен и ценен, как средство поднять силу воздействия революционного со
держания на психику зрителя. Эксперимент же, как говорят немцы, «an und fur sich», эксперимент ради эксперимента, — совсем не к лицу рево
люционному новаторству, — он реакционен, так как объективно ведет к заслону в театре идеологических запросов пролетариата.
У лозунга экспериментаторства есть очень опасная для революции черта. Самоцельный эксперимент свободно может превратиться в не
проницаемый щит от классовой пролетарской идеологии вообще. Мало того, что он сам по себе неизбежно отвлекает театр от содержания, от того, следовательно, о чем нам еще рано пере
ставать думать, — такой эксперимент, отвлекая вместе с театром от содержания и зрителя, легко создает щели для проникновения в театр чистого эстетизма, упадочнических настроений и даже враждебных идей, а эти идеи, как известно, протаскиваются вовсе не через слова только.
При нынешней же конъюнктуре такие вещи не малозначущи. Социализм усиливает наступле
ние на капитализм, но капиталистически-кулацкие элементы тоже не дремлют. Несомненно, что
они не оставят в покое театр. Конечно, они будут стремиться ослаблять в руках пролетариата это могущественнейшее средство агитации и пропа
ганды. И, может быть, больше, чем когда-либо, пролетариату нужно сейчас, чтобы театр служил подлинным орудием классовой борьбы. При этих условиях жертвовать большим социальным со
держанием во имя самодельной формы, — значит рубить сук, на котором сидишь.
Экспериментировать надо, но, экспериментируя, следует иметь правильную установку. У театра есть своя собственная природа и свои собственные основные элементы. Его особенность — актер. Эксперимент, тем более нынеш
ний, и обязан итти главным образом по линии увеличения актерского мастерства, усиления средств выразительности актера. Эта линия вполне увязывается и с нынешним состоянием теат
рального искусства, и с потребностями эпохи, которая диктует театру максимальное служение интересам революции. А такое служение есть, раньше всего, выразительная подача пьесы, насыщенной большим и глубоким содержанием, отражающим пафос героической борьбы пролетариата и «будни» его хозяйственного строительства.
И. ТУРКЕЛЬТАУБ
Вношу в фонд индустриализации авторский гонорар, который поступит за постановку моих пьес в день 6-го августа, и вызываю всех членов МОДПИК а и Драмсоюза последовать моему примеру.
Член МОДПИК’а БОР. ВАКС
«Наследник Раффке и К-о» Шарж Ир. Шмидт Лео Раффке — Черкасов

Общее собрание сотрудников московского Кукольного театра УМЗП — «Красный Петрушка
приняло вызов Деревенского передвижного театра на соревнование по проведению дня индустриализации 6-го августа.
Сотрудники Кукольного театра единогласно вынесли решение о проведении в этот день двух спектаклей, при чем постановили всю заработ
ную плату за эти спектакли отчислить в фонд индустриализации страны. Одновременно театр обращается ко всем московским театрам с вызовом последовать его примеру.

КТО СЛЕДУЮЩИИ?