ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ

Собственно, вся конференция, продолжавшаяся несколько дней — была посвящена одному основному и важнейшему сейчас вопросу: что такое трам?
За последний год трамовское движение развернулось небывало. Вместо прошлогодних 10— мы сейчас имеем по Союзу 60 трамов. Ленин
градский трам, старейший из них, второй год продолжает свое триумфальное шествие. Есте
ственно, что такой бурный рост в известной мере стихиен. Нередко местные трамы совершенно лишены руководства. Есть опасность серьезных извращений сущности трама.
Однако, — в чем эта самая сущность, каковы основные принципы и методы работы и учебы театров рабочей молодежи, — никому точно не было известно. Трам до сих пор занимался почти исключительно практикой, минуя теорию. Зада
чей конференции и явилось выяснить основные теоретические положения, наметить пути решения организационных, художественно-идеологи
ческих и общественно-политических проблем, встающих перед трамовским движением.
Свой доклад о культурной революции и строительстве нового социалистического театра А. В.
Луначарский начал с подробной марксистской характеристики понятий искусства в целом и театра в частности. Этот широкий и серьезный теоретический «разбег» дал возможность доклад
чику, когда он подошел непосредственно к траму, ставить вопросы коренным образом.
Трам — классовая пролетарская организация молодежи, крепко связанная с общественно-поли
тической организацией, комсомолом. Это значит, что у трама есть все основания стать ядром стро
ительства нового театра, формирующего новые, социалистические общественные отношения, пси
хику, быт. Трам — художественная организация пролетариата. Ему должна принадлежать честь открытия органических форм новой пролетарской театральной культуры.
В этой работе неизбежно столкновение с тем формальным и идеологическим наследством, которое оставил нам старый мир в своем искусстве театра. А. В. Луначарский решительно утвер
ждает, что трам это наследство должен усваивать критически, всеми силами сопротивляясь идео
логическому влиянию, которое неизбежно несут старые формы, максимально сохраняя и совершенствуя свою художественную самостоятельность и своеобразие.
Основной докладчик, «родоначальник» трамовского движения, руководитель ленинградского трама М. В. Соколовский в обширном докладе яростно утверждает: трам — не театр, а художественный агитпроп комсомола. Трам в понимании тов. Соколовского — это, прежде всего, комсо
мольский коллектив, общественно и политически активный, участвующий в общей волне строи
тельства, конкретно перестраивающий свою жизнь и агитирующий за такую перестройку средствами театра. Театральная форма — лишь способ агитационного выражения.
Поэтому в основу трамовской художественной учебы нельзя класть ни одну из существующих
профессионально-театральных систем. Трам, как агитатор и пропагандист, должен использовать все существующие средства воздействия на массы. Сейчас встает вопрос об организации экспе
риментальной работы, которая определила бы формы этого использования.
Доклад тов. Соколовского, основные тезисы которого нашли свое отражение и в докладе ру
ководителя московского трама П. Соколова о трамовском репертуаре — вызвал оживленные прения. В прениях наиболее интересными были вы
ступления П. М. Керженцева (АППО ЦК ВКП) и В. Сутырина (ВОАПП). Оба оратора возражали тов. Соколовскому в той части, где он пытается отмежевать трам от театра. Факы показывают, что трам — театр. Его значение в этом смысле ра
стет с каждым днем. Трам должен стать одним из центральных течений нашего театрального искусства. Для этого ему, прежде всего, нужна упорная художественная учеба, работа над формой.
Тов. Керженцев отмечает также нездоровую тенденцию трама к замыканию, отгораживанию от других театров, своеобразному «трамчванству». Являясь активной силой на общественно-полити
ческом фронте — трам не должен забывать и о своей политической роли пролетарской театральной организации на фронте художественном.
Доклад И. И. Чичерова посвящен организационным вопросам трамовского движения.
Два увлечения можно отметить в работе трамов. Одно — увлечение чисто-театральной учебой в ущерб общественной активности, превращение трамов в комсомольские театральные студии. Другое — в преждевременной, скороспелой профессионализации трамовских коллективов. И то и дру
гое одинаково вредно. Путь трама лежит вне этих увлечений. Ни учеба, ни театральная работа не должны мешать непрерывной и действенной связи трама с живой жизнью, его комсомольской общественно-политической нагрузке.
Тов. Чичеров в своем докладе характеризует
работу отдельных трамов, отмечает их достиже- НА КОНФЕРЕНЦИИ ТРАМОВ
«Довольно, бросьте!» в театре Сатиры
Рис. Б. Земенкова