ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА ПРОФСОЮЗОВ
По докладам т.т. Свидерского и Боярского развернулись оживленные прения. Выяснилось, что
работа Главискусства является по меньшей мере недостаточной, не говоря уже о крайней ее ограниченности. Отмечалась ненормальность обраще
ния максимума внимания на столичные профтеатры и оставления провинции без всякой помощи и руководства. Много упреков было брошено по адресу Центропосредрабиса. Было предложено приступить к организации образцовых передвиж
ных театров в целях обслуживания рабочих районов, отдаленных от городских центров. Главискусство в этой области ничем себя не проя
вило. Влияние Наркомпроса тоже в этой обла
сти не чувствуется. Репертуарная политика Главискусства также требует реорганизации. Не
обходимо требовать отражения в репертуаре гос
театров всего многообразия политической злобы дня и включения в текущую тематику вопросов социалистического соревнования, антирелигиозной пропаганды и т. д.
Зам. зав. культотделом ВЦСПС т. Никитина отмечает в своем докладе некоторое улучшение работы художественных кружков, на ряду с неизжитыми крупными недостатками клубной сцены. Мы имеем кое-где улучшение художественной работы кружков, на клубной сцене появля
ются классово-выдержанные пьесы; проведенные олимпиады — музыкальная в Ленинграде и театральная в Тифлисе — показали новую форму пропаганды искусства. Большой популярностью ста
ли пользоваться «бригады затейников», — новая своеобразная форма художественной работы. Все это не погашает тех крупных недостатков, ко
торыми страдают наши клубы и художественные кружки. Руководители кружков отличаются низ
кой квалификацией: встречаются разложившиеся элементы, люди с уголовным прошлым, служители культа, лишенцы.
Необходимо пересмотреть состав руководителей драмкружков, очистить последние от чуждо
го и разложившегося элемента, заменить его более способными кружководами. Надо добиться устранения имеющейся сейчас аполитичности в художественной работе. С этой целью одной из основных задач внутрикружковой работы является
поднятие общественно-политического уровня кружковцев, вовлечение их в общественную жизнь предприятия, повышение дисциплины в кружках. Особенно важно повести решительную борьбу с проявлениями пьянства, хулиганства среди кружковцев и требованиями платы за выступления.
В связи с проводящимся сейчас социалистическим соревнованием на предприятиях, нужно в корне изменить содержание художественной ра
боты, которая должна быть насыщена идеей социалистического строительства. Художественная работа должна быть приспособлена к обслуживанию соревнования и к отражению в художе
ственных формах критики достижений и недостатков предприятий.
Тов. Львовский (культотдел ВЦСПС) выступил с докладом о роли и значении кино в культработе профсоюзов. Киносеансы составляют около 40% всей массовой культработы профсоюзов. Несмотря на это, у нас недооценивают всего значения кино. Большое внимание надо уделять также вопросу о культурфильмах, увеличение выпуска которых, по словам выступавшего с содокладом члена правления Совкино тов. Ра
феса, наталкивается на ряд затруднений коммерческого характера.
В прениях Совкино упрекали и за это обстоятельство, и за отсутствие детских кинофильм, и за низкое качество Совкино журнала. Были выдвинуты требования о создании идеологически
выдержанной фильмы, о правильном построении киносети, об изменении прокатной политики, об орабочении аппарата Совкино. Доклад о художественной работе профсоюзов по радио сделал тов. Богуславский, подчеркнувший установку новой радио-станции ВЦСПС на организацию куль
турного отдыха и художественно-воспитательную работу.
В принятых резолюциях совещание наметило ряд практических мероприятий по улучшению ра
боты самодеятельного театра и оказанию помощи ему со стороны государства и общественных орга
низаций. Совещание высказалось за организацию театральных олимпиад, указав на необходимость областного и республиканского масштаба в этой работе. По отдельным видам работы, в частности по театру, совещание признало высокое значение опыта слияния двух культур — самодеятельной и профессиональной.
В связи с недостатками репертуара совещание указало на необходимость подготовки кадров драматургов, предложив с этой целью расширить сеть учебных заведений и наладить поддержку рабочих выдвиженцев.
В связи с недостаточным руководством клубных литкружков, совещание предложило привлекать в качестве руководителей пролетарских писателей, драматургов, поэтов и критиков. Необходимо оказать содействие организации литера
турного ВУЗ’а. Для рабкоров и литкружков необходимо разработать и издать методические по
собия. Наконец, при издательствах, выпускающих художественную литературу, и при редакциях литературно-художественных журналов — необходимо создать советы, привлекая к участию в них членов литкружков и рабкоров.
После принятия резолюций по докладам и заключительного слова тов. Евреинова совещание закрылось.
Директор Деревенского передв. театра УМЗП
А. Проводников
На совещании в ВЦСПС