Старина в новизне

Л. Пиранделло.
„Шесть действующих лиц в поисках автора“
СОВРЕМЕН- НЫЙ ЗАПАД
№ 5
В последней книжке „Современного Запада“ напечатана эта пьеса, на которой
стоит остановиться. Во-первых, автор— один из самых талантливых современных итальянских драматургов, а во-вторых, философская теза его пьесы так харак
терна для послевоенных настроений промежуточных слоев западно-европейского общества.
Действие происходит днем на сцене театра. Труппа занята подготовкой репетиции пьесы. Работа прервана появлением Шести Действующих Лиц, вокруг которых „виден странный, чуть заметный свет, как-будто излучаемый ими самими—точно легкое дыхание их фантастической реаль
ности. Этот свет исчезнет, когда они приблизятся и войдут в соприкосновение с остальными“. Однако, по ремарке автора, они сохраняют некоторую присущую им
сонную призрачность, ничего не отнимаю
щую в то же время от реальности их форм и выражения“.
Эти Шесть Лиц следующие: Отец, Мать, Падчерица, Сын, Подросток и Девочка. Потом к ним присоединяется „магически вызванная“ Мадам Паче. Все это—создания некоего автора, давшего им жизнь, но не захотевшего или не смогшего дать им жизнь в „художественно творимом мире“. В поисках последнего, т.-е., чтобы
разыграть ненаписанную автором пьесу, они и явились сюда.
Раньше чем приступить к „разыгрыванию“ перед актерами своей драмы, они вводят актеров (и зрителя), в курс пара
доксальной философии... самого Пиран
делло. *
Все это передано в живых, заряженных внутренней динамикой диалогах (которыми потом перерезается и сама „игра“ Шести Лиц), где так остро контрастируют обе