Состояние жилищного дела к 10-летию Октября

Введение
В результате начало остро ощущаться чрезвычайное переуплотнение.
Словом, все эти причины привели к тому, что к концу империалистической войны жилищ
ное хозяйство Москвы находилось в самом пла
чевном состоянии. Отсутствие ремонта и бережного отношения к жилью, с одной стороны, чрезвычайное пе
реуплотнение, с другой — способствовали этому.
Уже в то время, частично на почве сильной перенасе
ленности, частично же в силу есте
ственного износа брошенных на произвол судьбы вла
дений жилищная норма упала до 6,5 кв. м. на человека.
К октябрю 1917 года Москва вме
сте с пригородами имела 29.423 вла
дения. Каменные дома составляли
незначительный процент всего фон
да (31,1%). Жилых зданий числилось 48.410, нежилых — 34.908. Обращало на себя внимание ничтожное количе
ство многоэтажных домов: домов в 3 этажа и выше насчитывалось всего 11% от общего числа владений.
Такова в общих чертах картина состояния жилищного хозяйства Москвы к началу Октябрьской революции.
Ж
илищный кризис в Москве, до сего времени не изжитый окончательно, уходит своими корнями еще в довоенную эпоху. Перепись 1912 года выявила ужаса
ющие жилищные условия, в которых находилась городская беднота. До
статочно сказать, что 300.000 насе
ления ютилось в каморочно - коечных помещениях, что
120.000 человек жили в подвалах или полуподвалах.
Война еще более обострила жилищную нужду.
Алчность домовла
дельцев, готовых для извлечения сверхприбыли содрать шкуру с нанимателей, побу
дила даже царское правительство издать законы, уме
ряющие аппетиты собственников: был положен предел дальнейшему взвинчиванию ста
вок квартирной платы и проведены ограничения в отношении выселения. Домовладель
цы ответили на это полным прекраще
нием забот о поддержании строений. Естественным следствием этого явилось ускоренное изветшание московских строений.
К этому прибавился ряд других условий, содействовавших ускорению разрушения жилищного фонда. Оккупация ряда областей б. Рос
сийской империи австро-германцами повлекла
за собой эвакуацию различных учреждений из этих местностей. Все эти учреждения приходи
лось размещать и отводить под них жилую площадь. В Москву хлынула волна беженцев.
Октябрьский переворот в Москве. Беклемишева башня Кремля. Верхушка снесена снарядом.

I. Муниципализация строений

(Эпоха военного коммунизма)
Октябрьская революция передала в распоряжение московского пролетариата жилищный фонд, оценивавшийся в два с половиной миллиарда золотом.