Здание бывш. Городской Думы, поврежденное обстрелом в Октябрьские дни.
II. Первый период нэп а
С введением нэп а опустевшая за годы военного коммунизма Москва начала быстро оживать. Наметил
ся прилив населения. К концу 1922 года число жителей Москвы возросло до 1.500.000 человек.
В связи с этим жилищный кризис, незаметный в 1918 — 1920 годах, стал давать себя знать. Средняя норма на человека снизилась до 6,7 кв. м.
Нужны были экстренные мероприятия по уре
гулированию пользования жилой площадью. Чрезвычайно неравномерное распределение жилищной пло
щади, оставшееся еще в наследство от рухнувшего
строя, побудило Моссовет провести перераспределе
ние жилой площади, так называемый жилищный передел.
Результаты этого мероприятия видны из приводимой таблицы:
Первым мероприятием Московского Совета явилось лишение домовладельцев права извле
чения прибыли из их домов. Постановлением от 12 декабря 1917 г. Президиум Моссовета установил порядок, согласно которому квартир
ная плата в домах с валовым доходом более 900 рублей в год поступала в распоряжение Моссовета. Вместе с тем, домовладельцы были отстранены от управления домами. Функции эти были возложены на домовые комитеты, представлявшие население домов.
Хотя формально муниципализации еще не было (декрет ВЦИК об отмене частной соб
ственности появился только в августе 1918 г.), в Москве домовладельцы фактически были устранены от эксплоатации домов и лишены возможности извлекать из них прибыль.
Домкомы просуществовали недолго. В 1919 г. их сменили квартальные хо
зяйства. Причинами, выз
вавшими к жизни квартхозы, были — необходимость забот самого государства о содержании жи
лищ и создание в целях экономии укрупненных еди
ниц управления; однако, в те годы нечего было и думать о капитальном вос
становлении жилищного хозяйства Москвы.
Все силы и средства Республики были брошены на преодоление упорства врагов. Все внимание было приковано к фронту. Для забот о тыле не было ни времени, ни средств.
Одряхлевшие московские дома продолжали разрушаться. Особенно болезненно отражался на состо
янии зданий недостаток топлива — бездействовали
и портились системы центрального отопления, лопались водопроводные и канализационные трубы, сырели стены.
Население пользовалось жилищем почти бесплатно. Никто за его сохранность не
отвечал. В результате за период 1915 — 1920 гг. выбыла из строя 1/3 жилищного фонда Москвы.
Голод гнал из Москвы население в хлебные места. В результате к 1920 году число жителей Красной Столицы снизилось до 1 млн. человек, против 2 млн. 1917 года. В связи с этим отливом средняя площадь на душу населения поднялась до 9,3 кв. м.
Разбитый в Октябрьских боях дом у Никитских ворот. На этом месте теперь сквер с памятником Тимирязеву.
Дом Ярославской мануфактуры на Тверском бульваре, сгоревший и разрушенный от снарядов.