Плотность населения квартир.
На 100 жилых комнат приходилось жителей:
Квартальные хозяйства не оправдали себя, будучи слишком бюрократичными и не гибкими. Их нужно было подменить более совершенным аппаратом, притом аппаратом, который своими корнями уходил бы в самую гущу масс.
На смену отжившим свой век квартхозам в сентябре 1921 года явилась форма коллек
тивного управления домами самим населением — жилищные товарищества.
Чтобы в дальнейшем изложении больше к ним не возвращаться, осветим в нескольких словах историю этой формы управления до
мами, сохранившуюся в подавляющем числе московских владений до настоящего времени.
Первые годы деятельности жил. т-в далеко
не оправдали воз
лагаемых на них надежд. В органы домоуправлений значительной части московских владений проникли элементы, которых мало интересовали общие вопросы жилищного строи
тельства, зато чрезвычайно за
трагивали чисто шкурнические ин
тересы их самих и их многочисленных домочадцев.
Эта узко-эгоистическая политика нетрудовых кате
горий, проникших в жил. т-ва и всеми правдами и неправ
дами защищавших свои излишки от посягательств пролетарских, пере
уплотненных слоев населения — выз
вала ожесточенную борьбу.
Почти каждый московский дом представлял собой плацдарм, на котором развертывались военные действия „окопавших
ся“ бывших людей с атакующими их рабочими фракциями.
Этой борьбе положил конец Нормальный Устав жил. т-ва в новой редакции от 10-го марта 1924 г., изгнав из жил. т-в нетрудовые элементы.
С этого момента начинается период подъема деятельности жил. т-в. Рабочие, пришедшие к управлению домами, деловито подошли к работе.
В результате: 1) повсеместно поднята доходность домов, 2) достигнуто равномерное распределение жилплощади, 3) проводится восстановление и ремонт изветшавших владений.
Это уравнение было достигнуто в результате уплотнения имущих слоев населения, излишки жилой площади которых бы
ли распределены между рабочими.
Произошло соответственное уменьшение густоты населения в мел
ких квартирах за счет крупных.
Кроме того кампанией по изъятию 10% нормы за пе
риод с 1 октября 1923 года до на
стоящего времени удалось изъять 44.327 комнат с об
щей площадью в 654.197 кв. метров.
В результате всех мероприятий удалось переселить в более здоровые жилищные условия
300 тыс. чел. каморочно-коечных жильцов и 120 тыс. чел. из подвалов и полуподвалов.
Темп изъятия излишней площади по годам характеризуется приводимой таблицей:
Крыльцо бывш. Чудова монастыря в Кремле, поврежденное обстрелом.
Начало нэп‘а знаменуется и новыми мероприятиями в деле организации управления жилищным фондом.