Поскольку с 1924 года восстановление жилищного фонда Москвы начало осуществляться в большом масштабе, небезынтересно будет попутно остановиться на источниках, из которых черпались столь большие средства.
Основной статьей доходности московских домовладений являлась (и является) плата, взимаемая с жильцов за пользование жилищем.
Взимание квартирной платы было фактически установлено с 1 мая 1922 года. В первое время ставки квартплаты в условиях падающей валюты были столь незначительны, что в некоторых случаях не покрывали даже техники их сбора. Только постепенно, с повышением реальной заработной платы, с установле
нием твердой валюты и общим оздоровлением хозяйства страны, создались возможности при
С 1924 года восстановление московского жилищного фонда становится на крепкие ноги. От самодельщины и кустарничества ремонтная кампания переходит в период плановости и крупных масштабов. Ремонтная кампания 1924 г. была проведена на сумму в 31,5 млн. рублей.
С этого года, явившегося поворотным в деле энергичного восстановления жилищного хозяй
ства Москвы, затраты на ремонт из года в год продолжают неуклонно возрастать, что видно из приводимой таблицы:
III. Период восстановления
(1924 - 1927 г.г.)
Рабочее жилищное строительство. На первом плане тип облегченною (термолитового) строительства 1924 года. На втором: корпуса капитального строительства сезона 1925 года.
ступить к постепенному повышению ставок квартирной платы, приближая их к самоокупаемости жилищ.
Нижеприводимая таблица дает представление о повышении ставок квартплаты:
Что квартирная плата является главнейшим источником питания домового хозяйства, видно из следующих данных:
Примечание: Данные на 1925/26 год.
Данные приведенной таблицы относятся к 1925/26 году, т.-е. по времени до введения новой квартирной платы.
В настоящее время в Москве применяются ставки положения о квартирной плате, утвержденного Президиумом Моссовета 15 октября 1926 г. С введением новой квартирной платы общая доходность домовладений повысилась в среднем на 20 — 21% при повышении квартирной платы в среднем на 25%.
Однако, по целому ряду соображений, приходится притти к выводу, что и квартирная
плата по ставкам, установленным в 1926 году, окажется недостаточной, и ее в дальнейшем,
с повышением заработной платы, придется также соответственно повысить.
Дело в том, что по данным 1926 г., общее количество квартир в Москве составляет 232.678.
Общая жилая площадь, исходя из этих данных, должна выразиться примерно в 2.326.000 кв. саж. или 10,58 млн. кв. метров. Исходя из устано
вленной ВЦИК и СНК РСФСР средней платы за 1 кв. сажень (4,5 кв. м) в 2 рубля — общий доход от квартирной платы должен составить свыше 55,2 млн. рублей. На деле же домовое хозяйство Москвы этой цифры не выручает. Фактическое поступление квартирной платы составляет 47.092.000 руб. (против теоретически