☚На верхнем рис.: перспективный проект 4-хэтажного каменного дома. — На среднем: вариант фасада к типовому блоку 1927 г. — На нижнем: проект каменного 4-хэтажного
дома.
ство хозяйственным способом дает хорошие результаты лишь в отдельных удачных случаях. В массе оно не обходится дешевле строительства государственных контор. И если бы даже
сегодня оно было де
шевле, то все равно мы должны будем нажимать в сторону удешевления строительства, производимого государствен
ными конторами, а не закреплять, не культи
вировать по существу кустарный хозяйственный способ. Это — во
прос большой важности. Жил.-строительная кооперация не рискует подвергать себя случайностям, она требует создания надежных строитель
ных организаций. До сего времени этого не было. В 1926 г. строи
тельные конторы „Мосстрой“ и „Сокстрой“ отказывались работать для жил.-строительной кооперации, так как были, с одной стороны, загружены работами Моссовета, с другой — боялись недостатка в основных строительных материалах. В 1926 году жил.-строительная кооперация строила хозяйственным способом совсем не от хорошей жи
зни, а от плохой. В 1927 году строительные кон
торы затоварились, они не полностью загружены работами Московского Совета, а потому охотно берут добавочные работы по линии жил.-стро
ительной кооперации. Такое положение вызы
вает вполне естествен
ную тревогу: а что будет в 1928 году? Всего веро
ятнее, что в 1928 году строительные конторы Московского Совета, которым можно доверять, будут на 100% загружены заданиями Московского Совета и тогда кооперации могут предло
жить опять перейти на хозяйственный способ. Опыт этого года говорит о том, что такое бросание обходится жилищно-строительной кооперации очень дорого. Необходимо со всей серьез
ностью подойти к этому вопросу и создать для обслуживания кооперативного жилищного строи
тельства соответствующую строительную организацию, подчинив ее самой кооперации.
И. Матвеев.
дороже стоимости строительства Московского Совета, — удорожание произошло, главным об
разом, вследствие позднего кредитования и перебоев на строительном рынке; достаточно отметить, что при по
требности кирпича на апрель, май и июнь в 26 милл. штук, коопера
ция имела его только 6 милл. штук.
В 1927 году жил.- строительная кооперация построила свою про
грамму в сумме 18 милл. руб., из них по г. Москве
12 милл. руб. и по уездам 6.049.000. В Москве предположено по
строить и достроить 47.552 куб. саж., в уез
дах — 74.045 куб. саж., в г. Москве домов — 64, в уездах — 233 дома.
Кроме того, намечается
по линии кооперативов „служащих“ строительство на 4,5 милл. руб.
Программа 1927 года дает сильный сдвиг к крупному строительству. В уездах предполо
жено построить до 30 кирпичных 3-секционных 4-этажных домов. По
стройка 2-квартирных домов уже для уездов является редким исключением. Средняя площадь в уездах, приходящаяся на один выстроенный дом, уже будет рав
няться 46 кв. саж., т.-е. вдвое превысит среднюю 1926 года. Это говорит о том, что уезды после горького опыта решительно сдвинулись в сторону крупного строи
тельства. По городу Москве в среднем на
один дом придется 312 кв. саж., что по срав
нению с 1926 годом дает превышение в 3 раза.
Это чрезвычайно положительное явление необходимо отметить.
В уездах, очевидно, строительство будет производиться хозяйственным способом, в Мо
скве же значительная часть строительства передается государственным строительным конторам.
Вопрос, каким способом должна строить жилищно-строительная кооперация в г. Москве? Она должна стремиться строить через государственные строительные конторы. Строитель