[1)] В Лондоне, где не бывает морозов, дли устранения вышеописанных недостатков применяется следующий тип дома: во всех этажах квартиры двухсторонние, т.-е. обра
щены окнами во двор и на улицу; из каждой квартиры входная дверь ведет на балкон, расположенный вдоль этажа со стороны двора, с балкона капитальные лест
ницы ведут вниз. Балконы надлежаще ограждены и но
представляют никакой опасности даже для детей. Одна лестница может обслужить целый многоквартирный дом, при чем каждая квартира имеет самостоятельный вход снаружи, с балкона (см. план № 2). Такие входы, омываемые чистым воздухом, гигиеничнее, чем входы с душной замкнутой внутренней лестницей.
общежития быстро разрушаются, новые — еще не выявились. Поэтому наши строители еще не имеют ясно выраженных требований, которым должно удовлетворять новое рабочее жилище. Одно для нас несомненно, что большин
ство наших новых рабочих домов и квартир представляет собой упрощенные копии со старых буржуазных образцов.
В современных условиях универсального жилья, пригодного для всех, — нет и быть не может.
Практика показывает, что для жильцов разного семейного положения требуются различные типы квартир — настолько весь уклад их
Рис. 3. Рабочее строительство Московского Совета 1925 г. План 3 — 4-х- этажиого дома (секция). Лестница обслуживает 4 квартиры в каждом этаже. Квартиры в 2 — 3 комнаты. В наружной стене кухни — холодный шкаф для продуктов. Во внутренних стенах—шкафы для вещей и платья.
Рис. 2. Строительство Совета Лондонского Графства. План 4-хэтажного дома (секция). Лестница обслуживает 4 квартиры в каждом этаже. Входы в квартиры с балкона (за
штрихованы). Кухни минимальных размеров. Квартиры от 2-х до 4-х комнат, без ванн.
В городах, где земля дорога, где приходится экономить каждую пядь земли, — и за гра
ницей, и у нас преобладает многоквартирный дом в несколько этажей. Особенностью его являются каменные лестницы в каменных сте
нах, составляющие очень дорогую часть его. Для удешевления стоимости здания стараются уменьшить число лестниц, не уменьшая емко
сти дома. Это достигается увеличением числа комнат в каждой квартире и увеличением числа квартир, выходящих на одну лестницу. Этот тип дома менее гигиени
чен. Близкое расположение входных дверей в квартиры увеличивает опас
ность распространения в доме заразных заболеваний[1)]. При числе дверей, более 3-х, выходящих на одну лестничную площадку, каждая квартира неизбежно будет односторонняя, т.-е. будет иметь одну наружную стену, будет освещаться только с одной стороны, и если квар
тира будет обращена на север, то в ней никогда не будет солнечного света.
В таких квартирах прихожие, коридоры, клозеты и пр. — темные, проветривание комнат несовершенное — не сквозное.
К достоинствам этих квартир надо отнести то, что они более дешевые и более теплые, что очень важно в наших условиях. До 1926 года строитель
ство Моссовета осуществлялось именно по этому типу (см. рис, № 3.)
Такими домами в наших условиях было бы нецелесообразно застраивать городские земли. Зато в пригородах и в загородных поселках, не имеющих канализации, водопровода и пр. магистралей, этот тип жилища надо признать самым желательным и наиболее подходящим.
Вышеописанные два типа домов, и особняки и многоквартирные дома, — жилье индивидуаль
ное, вмещающее в себе весь хозяйственный обиход отдельных семей, от приготовления пищи до воспитания детей. Коммунального жилища в настоящее время нет. К нему лишь отчасти приближаются дома-общежития гостиничного типа, где живущие пользуются лично занимае
мыми ими помещениями, все же служебно-хозяйственные помещения — общие: кухни, столо
вые, читальни, клубы и пр. Но из одного перечня последних помещений видно, что каждая семья, живя в таком доме, не может обойтись своими силами и принуждена пользоваться услугами обслуживающих эти помещения лиц — кухарок, уборщиц, швейцаров и пр. Такие поме
щения занимают очень много места, требуют специальных переходов, лестниц, коридоров и пр. Все это, конечно, вызывает добавочные расходы и на постройку, и на содержание дома, а, следовательно, удорожает стоимость квартир. Примером такого дома в Москве является дом Моссовета в Гнездниковском переулке (б. Нирензее).
Тип дома — особняк или дом многоквартирный — еще не решает вопроса о внутренней плани
ровке каждой из квартир. Эта часть задачи архитектора наиболее от него не зависит. Здесь все диктуется потребностями жителя, его бытом.
В настоящее время мы переживаем величайшую революцию в области быта: старые формы