Два крупнейших таланта, которыми располагает современная еврейская поэзия — Кушниров и Лейвик — были захвачены темой о Гирше Лекерте.
И недаром. Революционный эпизод — месть Виленскому губернатору, фон-Валю, за его жестокую расправу с рабочими в связи с первомайской де
монстрацией в 1920 г., где центральной фигурой оказался Лекерт — это своего рода классический образец из истории еврейского рабочего движения: напряженная безоглядная воля рабочей массы к борьбе, отчаянной схватке со сворой царских церберов, с одной стороны, и парализующая эту волю трусливая политика, кое-кого из руково
дящей головки, из мелкобуржуазной интеллигенции — с другой. И в результате — решимость Гирша Лекерта пойти на индивидуальный террористический акт.
Поневоле напрашивается сравнение между Лейвиковским и Кушнировским вариантами.
У Кушнирова тема взята в плане героическом. Отсюда монументальность фигур фон-Валя, рав
вина и самого Лекерта. Действие развивается по прямой линии. Фигура самого Лекерта выходит строгой, порой даже суховатой.
Совсем в ином плане взята, тема у Лейвика. Он дает Лекерту обильное семейное, вообще, бытовое окружение, что уже само по себе смягчает суровый характер этой фигуры.
Лекерта окружает ряд очень колоритных сочных фигур, из которых особенно врезываются в память ученый талмудист реб - Зале, водовоз Мендел, интеллигенты-бундовцы Юткин и Борис, жена Лекерта, слепая нищая.
Вся пьеса в целом овеяна романтикой революционного движения.
Но есть и опасные срывы в символику, в мистику (от образа водовоза Мендела веет несомненно мистикой).
«Фрайкунст» «Гирш Лекерт» Гирш Лекерт — Браудо
«Фрайкунст» «Гирш Лекерт
Жена — Померанц
В пьесе есть странные и скользкие параллели: когда у синагоги оказалось в сборе меньше десятка (миньен) — необходимый кворум евреев, и нельзя начать молитву, реб-Зале роняет замечание: — А хотя бы и один еврей — и то достаточно! То же самое повторяет Лекерт, когда речь идет о революционном выступлении:
— А хотя бы один борец (революционер) — и то достаточно!
Надо отдать справедливость режиссеру Вершилову, который совместно с работавшим с ним коллективом подобные шероховатости постарался сгладить, и ему кое-что в этом направлении удалось сделать.
Правда, вызывает большое сомнение заключительная сцена — в тюрьме: сделать акцент на
обильной слезоточивости зрителя посредством растянутой душещипательной сцены прощания Лекерта с родными перед казнью — это линия наименьшего сопротивления.
Не только в этой сцене — во всем строе спектакля чувствуется сильное тяготение к подчеркиванию лирических моментов.
Оттого и получается, что образ Лекерта, которого Браудо играет с большим чувством меры я сугубой осторожностью (не удариться бы в ложный пафос!), порою кажется сероватым.
Очень ярко и определенно дан Лихтенштейном образ реб-Зале (отец Мендела).
С большим темпераментом сыграл Иткина — Ойбельман.
Исполнение пьесы, в общем, вполне удовлетворительное. Чувствуется, что актеры «Фрай
кунст» много работали над собой и растут от спектакля к спектаклю.
Жаль только, что отсутствие помещения и средств не дает возможности этому многострадальному коллективу дать более эффектное Художественное оформление своим спектаклям.
О. ЛЮБОМИРСКИЙ.

„ГИРШ ЛЕКЕРТ

В театре студии «Фрайкунст