Народ коми — небольшая сравнительно национальность угро - финского племени — живет на северо - восточной окраине европейской части СССР, в автономной области Коми (с 1929 г. вхо
дит в состав Северного Края). Этот народ, как и всякая другая национальность, имеет свой осо
бый язык, который получил право гражданства только после Октябрьской революции. До нее коми язык был запретным в стенах школ, в су
дах и других правительственных учреждениях, и царскими чиновниками он назывался «собачь
им языком». Короче говоря, коми-народ находился под гнетом русского великодержавного шовинизма.
Конечно, при таких условиях, при ярой русификаторской политике царского строя, не могло быть и речи о какой-либо коми национальной культуре, тем более о коми национальной лите
ратуре со всеми ее видами и формами. Поэтому и коми театра до революции не существовало.
Первые постановки пьес на коми языке, правда, были уже и летом 1917 года, но они не преследовали тех целей и задач, какие ставит во
обще наш театр. Эти постановки устраивались (и то только два. раза) городской мещанской группой любителей просто так, «для интереса». Ста
вились, конечно, русские пьесы в переводе на коми язык.
Начало коми драматургии было положено в 1918 году, а в начале 1919 года (в феврале) была поставлена на сцене Устьсысольского городского театра первая коми драма — «Ыджыд мыж
(«Большое преступление»). Вслед за этой драмой было поставлено несколько пьес на коми языке.
Однако, нужно сказать, что большинство этих пьес не отражало полностью коми действительности, а являлось подражанием русским и, особенно, украинским пьесам. Коми театр, как таковой, появился на свет только в конце 1919 года,
когда была поставлена драма автора этих строк «Шоиди петигэн» («При восходе солнца»). В этой
пьесе был впервые показан коми быт, введены коми элементы и даны образы и характеры действующих лиц, свойственные коми национально
сти. Такова вкратце история возникновения коми национального театра.
Самый быстрый темп коми театральной работы был в 1919—22 годах, то-есть, в период организации и укрепления советской власти на местах. Если театр вообще является орудием воздействия на массы, то на долю коми театра выпала осо
бенно высокая роль в этой важнейшей задаче. Культурно отсталый, малограмотный коми народ,
не привыкший пользоваться печатным словом, не умеющий читать и не понимающий русского языка (а коми литература возникла еще позднее театра), нуждался в культурном и политическом просвещении. Ему нужен был именно показ нового строя. Здесь-то вот коми театр и явился мо
гучим орудием агитации и пропаганды. Стимулом успешного выполнения этой задачи был революционный энтузиазм и национальное равноправие, — особенно крутой поворот в сторону хоро
шего отношения к советской власти трудовое коми крестьянство сделало в 1920 г., когда организовавшаяся в Устьсысольске коми труппа вме
сте с агитаторами выезжала на места (посетила 18 волостей). Этот выезд был приурочен как раз
после нашествия белобандитов на Коми край, нанесших громадный экономический урон и унесших сотни человеческих жизней.
После образования Коми автономной области (1921 г.) наметился сдвиг во всех отраслях хозяй
ственного и культурного строительства коми народа.
Появились новые литературные силы. Однако, до сих пор коми драматургов насчитывается
не больше 2—3: кроме В. Савина, по созданию коми пьес работал Н. П. Попов (Жугыль), давший 5 драматургических произведений, довольно содержательных, и М. Н. Лебедев, написавший 3 оперетки.
Всего в настоящее время изданных коми пьес в печати имеется около 30, в том числе несколь
ко русских, переводных: «Бабы» Неверова, «Его величество Трифон» и «Сиволапинская» Чижевского и друг.
В декабре прошлого года был объявлен конкурс на коми пьесы: назначено 10 премий от 200 до 50 руб.
Квалифицированных коми артистов нет ни одного. Не только ядра, даже специального руко
водителя театром до последнего времени не было. Работают служащие учреждений и слушатели совпартшколы и педтехникума. Работа не налажена — все перегружены. Подготовка к постанов
кам проходит кустарно, урывками, без всякой проработки и разбора пьес. Отпущенные из мест
ного бюджета небольшие средства (впервые за 1928—29 г.) — 3.000 руб. коми показательный театр мог использовать за истекший зимний сезон не больше, чем на 60%, так как не имел возможности выполнить минимума производственного плана — 16 постановок (дано только 5), в виду пере

КОМИ ТЕАТР

«Синяя блуза
Красноармейцы
Антивоенная программа