Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются.

ПО ЛОЖНЬІМ СЛЕДАМ

Общее явление—тоска по совсем отсутствующему или слабо развитому (это зависит от темперамента и идеологии автора) революционному искусству.
Ищут виновных, как причины такого прискорбного явления.
Поиски направляются в различные стороны.
Одни ссылаются на мещанскую, на обывательскую публику, которая при строгом хозрасчете театральных предприятий, и государственных дотаций определяет своим спросом содержание и направление театральной работы.
Другие обращают свои укоризны по адресу актеров, либо по идеологической заскорузлости, либо по технической и фор
мальной отсталости неспособных выявить новые устремления революционного театра.
Третьи — это самая крупная группа публицистов — идут в сторону наименьшего сопротивления и видят секрет в безрепертуарьи, в малом количестве или плохом качестве революционных пьес.
Позволяем себе решительно усомниться в верности всех этих диагнозов. Все это если и значит что-нибудь, то значимость близка к нулю.
В самом деле — позвольте заняться, если хотите, реабилитацией публики, восстановлением ее доброго имени.
Во-первых, посещаемость в далеко не передовых театрах, как Малый — „Железной стены“, как „Комедия“ — „Землетрясения“, посещаемость таких „левых“ постановок,
не всегда принимаемых массой, или как „Озеро Люль“, или „Земля дыбом“, пока
зали, что эта масса совсем не против. идеи революционизирования театра.
Во-вторых, право, публика ищет в театре зрелища т.-е. интриги, игры, обстановки, и, если все эти элементы сценического целого убедительны, впечатляют, выра
зительны, захватывают, то и мещанская
и обывательская публика будет охотно смотреть революционную пьесу: в этом— великая сила, великие чары театра.
Не сваливайте беды с больной головы на здоровую: не браните и актера.
Прежде всего он, как гражданин, не хуже и, может быть, лучше среднего обыва
теля, среднего мещанина: и работа на фронтах, и работа по клубам, и работа в провинции сблизила его с трудовыми массами и с революцией.
Да и дело его, так сказать, небольшое. Он не идеолог, не трибун, не пропагандист. Он—мастер, техник, который должен с предельной убедительностью и вырази
тельностью передать, по преимуществу в эмоциональном плане, авторский или режиссерский замысел.
Знаем, кроме того, что уже есть группы актеров, искренне устремленные к революционному театру в направлении
и идеологии и формы: есть и театральная молодежь, есть и „старики“, затосковавшие в душных стенах традиционного, консервативного театра.
Слаб аргумент и репертуарного по
рядка.