БИБЛИОГРАФИЯ

После Найденовских „Детей Ванюшина“, вскрывших тот мучительный разлад, который существовал между старыми молодым поколением, между „отцами и детьми —пьеса Насимовича единственная, показавшая углубление и расширение этого процесса, расслоившего некогда моно
литный быт и строй семьи. И Найденов, и Насимович имеют дело с одним и тем же классом— купечеством. Но купечество Найденова, взятое в разрез 90-тых годов, идет нога в ногу со своим веком. Внутри семьи могут быть раздоры, в нед
рах старого Ванюшинского дома могут разыгры
ваться свои трагедии,—но это настроение ничем не связано с общественностью в широком смысле слова.
Семейная драма перестает быть выражением индивидуальных переживаний героев. Жизнь врывается в торговый дом „Грынза и Сыновья и семейный разлад еще мучительнее от того, что в нем звучит борьба двух поколений на почве взаимного непонимания, взятого уже в разрезе чисто социально-политическом. Так и у старика
Грынзы, сын Юрий—коммунист. Вот новый мотив для обострения семейных коллизий. И надо отметить, что трагедия, разыгрывающаяся в опусто
шенной революцией конторе торгового дома и этой же революцией уплотненном доме старика, у Насимовича вскрыто глубоко. Автор зачерпнул быт не только на его поверхности. Быт этот
весь вывернут. Все лоскутки и заплаты на его старом рубище обнажены. Распад семьи Грынзы социологически вполне мотивирован.
В этом большое значение пьесы. Есть в ней недочеты композиционного построения—длинно
ты, тормозящие развертывание сюжета. Но самый
сюжет раскрыт драматургически. Насимович театр чувствует и театральным материалом распоряжаться умеет.
Эта пьеса хорошей бытовой традиции, воспитанной на школе Островского, но не в букве ее, а в духе. Люди, рисуемые Насимовичем, живые люди, к которым автор сострадает и к переживаниям которых ни на секунду не остается без
участным наблюдателем. Нужно отметить лишь некую загруженность в обрисовке сложных семейных отношений в семье старика Грынзы. Долго не ясно, чем мотивируются поступки действующих лиц.
Брачно-семейная генеология Грынзы очень путанна. Зритель разбирается в ней не сразу. Роли сделаны ярко и дают хороший материал испол
нителям. Пьесу смело можно рекомендовать для профессионального театра. ЮР—СВ

ЗА РУБЕЖОМ

Специально для хора пишутся новые произведения Лучшей вещью, созданной этим хором является драма „7000“, рисующая белый террор и жестокое обращение с политическими противниками.
Доллар, эпос и негры
Последний год прошел в американской кинематографии под флагом создания национального стопроцентного кино эпоса.
В средине 1924 года была создана с этой целью акционерная компания с капиталом в 5 000.000 дол - ларов. Американская история началась вчера и поэтому общество было весьма ограничено в вы
боре сюжетов. Были сделаны десятка два филь
мов, посвященных борьбе цивилизаторов-американцев с туземцами на Кубе, Филиппинах, в Ме
ксике, и попутно несколько картин, „эпически рисовавших „преступные тайны японских и китайских кварталов Нью-Иорка и Сан-Франциско.
Затем, уже в 1925 году был заснят фильм из эпохи гражданской войны Севера с Югом Фильм, более или менее точно, освещал истинное поло
жение негров к моменту войны. Однако после просмотра фильма произошел непредвиденный
скандал, вызванный выступлением сенатора Гаррисса, одного из заправил республиканской партии.
Почтенному сенатору не понравилось эпическое (на этот раз без ковычек) отображение жиз  ни негров в эпоху гражданской войны. В резуль
тате Гаррис объявил фильм антигосударственным,
извращающим американскую историю и т. п. совсеми последствиям вытекающими отсюда. Соль
этого инцидента в том, что положение негров в современной Америке не далеко ушло от довоен
ной эпохи;—нет лишь формального крепостного права, все же прочие ограничения остались в силе и оправдываются республиканской партией.
Германская „Народная свободная
сцена
(Из истории немецкого театра).
В Германии в 1890 году произошло знаменательное событие в жизни искусства. Впервые бы
ло созвано народное собрание, объединив около 2.000 работников сцены. Главным инициатором этого собрания был доктор Бруно, которому при
надлежит также и инициатива основания О-ва „Свободная народная сцена .
В 1914 году „Свободная народная сцена обзаводится собственным театром, построенным исключительно на членские взносы.
Союз Германской „Свободной народной сцены теперь быстро завоевал популярность и в настоящее время насчитывает более 160.000 членов. Он имеет громадное значение для немецкого пролетариата, сделав доступными все культурные ценности самым широким трудящимся массам.
Чтобы вырвать руководство театрального дела из цепких лап частных предпринимателей „Сво
бодная Народная сцена повела решительную борьбу с „хозяйчиками
На свои средства „Свободная народная сцена арендует несколько театров; организовала свою рабочую труппу, пригласила опытных высококвалифицированных руководителей и ведет групповые занятия по всем отраслям искусства.
„Свободная Народная сцена устанавливает тесную связь со всеми культурными и художест
венными органами. Ей принадлежит успех организации „Говорящего хора (напоминающего отчасти наш Московский Пролеткульт) насчитываю
щего, в своем коллективе более 200 человек. Им не только исполняются отдельные хоровые вещи, но и ставятся целые театральные постановки.
А. Ф. Насимович. Торговый дом „Грынза и сыновья . Пьеса в 5 д. Московское театральное изд-во Стр. 107.
Цена 70 коп.