Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются.

HE B ФОКУСЕ

Какой поразительный контраст!
Седьмой год мы переживаєм первую в мировой истории социальную революцию.
Вся жизнь вздыблена. Нет места в нашей общественности, не говоря о госу
дарственности, которого не коснулось одновременно разрушительное и созида
тельное воздействие Октября. Нет уголка в нашей психике, который не был бы задет этим вихрем: вот уж подлинная пора переоценки всех ценностей.
Но эти сдвиги, переломы, перевороты как-то не попадают в фокус творчества наших драматургов. Между тем, темы и сю
жеты — в изобилии для самых разнообразных жанров драматургии. Ее бедность в
революционном плане стала избитым местом.
***
Желаете быта?
Вот новая деревня, с ее совхозами и колхозами, с ее преодолением мелкобур
жуазной природы крестьянина, изживанием традиционной религии, техническим прогрессом быта и хозяйства.
Вот новая семья, откуда вытесняются остатки Домостроя, подчиненное положе
ние женщины, индивидуальное воспитание ребенка.
Желаете буффонады, сатиры, гротеска? Какое обилие тем и сюжетов! От России № 2, с ее бывшими людьми — до наростов бюрократизма на здоровом теле советской государственности. От героев II Интернационала — до зарвавшихся деятелей НЭП′а.
Желаете детектива?
Богатейший материал вам дадут факты работы органов государственного полити
ческого управления и управление уголовного розыска.
А героический репертуар! Какие вдохновляющие темы—величественное строи
тельство красных Интернационалов, производственных союзов, всего Союза! Какая техническая поэма — электрификация! А борьба РКП!
А разве не трагедия — классовая борьба рабочего класса Европы и Америки, где действующие лица — Капитал, Пролетариат и Желтые группы, где место древнего Рока занял Закон общественного развития?
Какие выдвинуты новые общественные типы — герои наших дней: краском, чекист, рабкор, краскуп, комсомолец, рабфаковец, новая женщина и новый крестьянин.
Какие благодарные образы комедийного порядка — служители различных культов, деятели старой науки и старого искусства, совчиновник — не совработник и т. д.
***
Мне скажут — это уже использовано.
Но как? В большинстве случаев дешево, грубо, упрощенно. В лучшем случае — в порядке агитации. Между тем, мы переходим в ту пору нашей революции, когда необходима пропаганда. Лите
ратура должна углубить свое преломление жизни.
В самом деле.