Возьмите обычную трактовку попа — фигура корыстолюбца, лицемера, труса, реакционера, полуславянский, полурусский язык — вот и весь рецепт. Им покрываются
все виды этого социального типа. Между тем, такой грубый подход снижает размер социальной опасности, представляемой религией. Приведенные признаки попа свойственны не только ему. Его вред
ность — не только и не столько В этом. В литературе нужно разоблачить косность его мысли, отвлечение от жизни на этой земле в воображаемый мир, тенденцию религии удовлетворить все духовные запросы людей — нравственные, художе
ственные, научные, „покровительственную окраску“ религии (идеология „трудящихся и обремененных“), ее папистские устремления, ее просачивание во все щели быта и психики обывателя. Где такое театральное изображение российского духовенства?
Или другой пример. Российский интеллигент различных мастей, не приемлющий Октября или приемлющий его с вереницей оговорок — меньшевистского, эсэровского, обывательского и т. п. типов. И тут уже готова единая „колодка“:
трус, шкурник, подлиза и т. д. Но ведь это вредное упрощение темы. Вскройте В этом сложном социальном типе различ
ные классовые корни — тут и бывший барин-помещик, и интеллигент-буржуа, и
мещанин, тут бывшие представители имущих классов и будущие пролетарии, тут еще не из
житые идеологии, как будто стоящие по ту сторону политики, но в сущ
ности ярко индивидуалистические, метафизические и
авторитарные и поэтому реакционные, тут опасное очарование „высокой“ науки, „пре
красного“ искус
ства, „былой“ революционности, „свободной“ обще
ственности. Где те -
атр вскрыл такую З. Дальцев (шарж Г.Холмсного) природу российской интеллигенции?
А где не сусальное, не избитое, не мертвенное изображение героической сти
хии новой общественности, не борцов
революционного подполья и красных фронтов, а героев революционных будней, этих новых строителей, вчера бывших у станка и сохи? Чем эти образы театрально хуже Строителей Сольнесов, Консулов Берников и т. п. любимцев индивидуалистаческого театра?
***
Не думаю, чтобы было нужно долго останавливаться на причинах этого печального явления.
Воспринимающий аппарат драматурга должен быть на некотором расстоянии от того, что он должен изобразить. Это расстояние относится и ко времени и к пространству.
Это „расстояние“ имеет и другое значение. Драматург-професионал часто сам близок—если не принадлежит — к той со
циальной группе, которая требует комедийного изображения, и ему возможно ли уйти на расстояние от самого себя?
А для изображения трагедийных образов его аппарат по той же причине располагает линзой, похожей на „кривое зеркало“.
Пролетарские же драматурги в массе еще технически слабы и не озладели формой.
Всемерная поддержка их опытов и проб — назревшая производственная задача.
В. тихонович.
Режиссер Гос. Бол. Театра Нардов.
Шарж Г. Холмского.