Перед поднятием занавеса

Подводя итоги прошлому театральному сезону, мы отмечали, главным образом, наши победы в области драматургии, ибо ничего особо выдающегося и принципиально-нового в области узко
театральной, постановочной прошлый сезон не дал. С этой стороны это был «рядовой» сезон,
если не считать потуг Мейерхольда поразить мир своей постановкой грибоедовской комедии.
Накануне предстоящего сезона мы считаем небесполезным произвести некоторый обще-принципиальный анализ состояния нашего театрального фронта, чтобы отсюда позже сделать и некоторые практические предположения и предложения.
В первую очередь — имеем ли мы основания предполагать, что драматургия наша удержится и в предстоящем сезоне на уровне руководящей и определяющей характер сезона силы?
Ответ на этот вопрос нужно дать несомненно положительный, сколько бы недовольства это об
стоятельство не вызывало у некоторых старых и многих свеже-испеченных яро «эстетствующихформалистов новейшего толка.
Драматургия, содержание, на ДАННОЙ стадии нашей культурной революции и ДАННОМ этапе развития советского театра будет преобладать и законодательствовать на театре.
Культурная революция, то-есть процесс приобщения БОЛЬШИХ масс к культуре, еще пока не может итти в области искусства путями более сложными и утонченными, нежели реализм и допускаемая им самая осторожная и по возможности облегченная, упрощенная условность.
Исходя из этого, мы полагаем, что предстоящий сезон сыграет значительную роль в РОСТЕ НАШЕГО АКТЕРА.
Театр, строящийся на реалистической интерпретации доминирующего в нем драматургического материала бессилен, если его индивидуаль
ный актер слаб для полновесного выражения этого материала средствами сценического реализма.
Поэтому каждый из ближайших наших прошлых сезонов и предстоящий — являются этапами РОСТА СОВЕТСКОГО АКТЕРА.
Отсюда и задача нашей критики в этом сезоне— серьезней и полней, нежели до сих пор, направлять свое внимание в сторону оценки и изучения актерской игры, при само собой разумеющемся постоянном внимательном анализе текущей драматургии.
Может показаться, что сказанное нами выше отводит, как-будто, режиссуре, оформлению,
ТЕАТРУ — самое последнее место и что творчество постановщика, его искания и фантазия обречены на бледное прозябание в качестве невыразитель
ного и ограниченного придатка — что красочность, яркость и блеск театра, как ЗРЕЛИЩА, обре
каются нами на вырождение. Однако, на-лицо два обстоятельства, оставляющие большой простор режиссуре, оформлению театрального зрелища и театру.
Первое — необычайно усложнившаяся задача актерской проработки спектакля, углубления образа, типа и характера драматического персона
жа, — утонченного и вдумчивого раскрытия нутра отдельного человека нашей эпохи, «героя нашего времени» и огромного, НОВОГО, интересного бытового материала.
Второе — дальнейшее развитие элементов индивидуализированного показа массы и зрелищного построения и оформления этого показа массы и ее окружения.
Надо, однако, заранее согласиться с тем, что наша современная реалистическая драматургия, в своем большинстве, для постановщика с творческой фантазией, устремленной по ПРЕИМУЩЕ СТВУ в сторону красочной фееричности и наро
читой, зачастую, замысловатости театрального зрелища, даст сравнительно недостаточно мате
риала — и, что яркие театральные спектакли типа Камерного театра в его прошлом должны уступить место более скромной и сдержанной, но зато содержательной и насыщенной расцветке постановки. Оговоримся лишь, что допускаемая реа
листическим материалом некоторая условность зрелищной трактовки дает все же в руки постановщика, и в этом случае, средства поднять яр
кость, красочность и условность спектакля, что мы видели на примере показа в том же Камер
ном театре сцены в пароходном трюме в пьесе «Косматая обезьяна», в «Разломе» театра Вахтангова и т. д.
Главная же творческая пиния режиссуры должна будет итти по путям социально-психологиче
ского вскрытия содержания драматургического материала.
А основная забота нашей критики в этой плоскости — по отношению к анализу постановочного творчества в предстоящем сезоне — должна будет направиться на проверку и изучение того, в какой мере наша режиссура справляется с отмеченной выше задачей.
Можем ли мы надеяться на то, что эти высокие требования, предъявляемые нами театру имеют шансы на удовлетворение?