Таковы были театры, когда к ним пришел массовый, неискушенный рабочий зритель. Естественно, что приобщенный к таким театральным «благам» (а в прошлом понятие красоты сочетав
ший с мыльной оберткой) он невольно подпал под влияние культивирующего старые вкусы консервативного мещанства.
Правда, классовое чутье заставило его внести в усвоенные мещанские взгляды некоторые коррективы и потребовать от театров изменений, ка
сающихся, главным образом, тематики. Но и тут, воспринимая из разных театральных стилей ближе всего реализм, он волею тех же театров, незаметно для себя, был оставлен на старых позициях.
Дело в том, что значительнейшие группы старых и плетущихся у них в хвосте новых театраль
Шарж Э. Мордмилловича„Кинжал
Лисянский — арт. Белоусов
ных деятелей, органически не способны или просто не желают уяснить себе смысл переживае
мых событий. Они не могут понять, что теперьто, на одиннадцатом году, никакого возврата к милому им прошлому быть не может, и смотрят на современную, чуждую им тематику, как на неприятную обязательную работу. Другая часть восприняла революцию, но только поверхностно или как неизбежное зло, которому надо подчи
ниться. Вынужденные же, под внешним давлением, к постановке современно-звучащих вещей, они передают в них только собственное впечатление от революции. Здесь им на помощь приходит ло
зунг реализма, по существу правильный, но извращаемый ими в угоду безоговорочного возвращения к старым формам.
Неизбежный при таком положении разрыв формы и содержания приводит к необходимости сгладить получающиеся несоответствия. «Сгла
живание» это идет у них не за счет своего и привычного (форма), а за счет неправильной для для нас акцентировки содержания. В результате получаются внешне и по тексту как-будто и революционные вещи, но внутренне глубоко фальшивые и ложные.
И, конечно, рядовому рабочему зрителю не под силу вскрыть истинные причины инстинктивно

Без пивной!

Беседа с членом Главреперткома т. Р. В. Пикелем
Абсолютно неправы те, которые рассматривают пивную, как помещение, в котором возмож
но вести художественно-просветительную работу. Если рабочий и проводит часть своего досуга в пивной, то только потому, что наша клубная и массово-театральная работа из рук вон плоха.
В пивную идут «выпить» и весь досуг, проведенный в ней, измеряется количеством выпитого пива. Какие элементарные художественные требования к эстрадному репертуару в пивной возможно предъявлять, если буквально вся обстановка вопиет о несовместимости одного с другим!
Среди шума матерщины, в хмельном угаре аудитории, где каждый распоясывается по-свое
му, — немыслима художественно-воспитательная работа. Где алкоголь, там не может быть никакого
искусства, а, если оно и существует, — то из него выхолащивается вся социальная и художественная ценность.
Эстрада в пивной, подобно вобле, только добавочный гарнир для увеличения спроса на пиво. Это абсолютно очевидно. Зайдите в любую пивную с эстрадной площадкой, и без нее, — и вы убедитесь в какой больше пьют, и где многочисленнее аудитория.
У подвыпившего или пьяного зрителя свои подходы к искусству. Алкоголь его опьяняет, кружит голову, возбуждает похоть, дает возмож
ность на миг забыться от повседневных тягот и будней; того же он требует и от преподносимого ему зрелища.
Неужели теперь, когда мы начинаем решительную анти-алкогольную борьбу, когда правитель
ство намечает практический план свертывания водочной продукции, когда под влиянием активности передовой части пролетариата во многих рабочих районах закрываются пив
ные, — мы должны заботиться о создании более
привлекательной обстановки в кабаке (улучшение качества репертуара и т. п.), т.-е. тем самым содействовать увеличению потребления алкоголя?
До тех пор, пока мы не дадим нашей эстраде возможности найти новые площадки с трезвым зрителем, жаждущим культурного отдыха, — все
разговоры об оздоровлении эстрады бесплодны и беспочвенны. Свою политико-просветительную роль эстрада сможет выполнять только тогда, когда она забудет о пивных.
«Даешь трезвую культурную площадку!» — таков лозунг, который необходимо в самое ближайшее время претворить в жизнь.
Надо шире вовлечь эстраду в рабочие клубы, кино, летние сады. Необходимо углубить и рас
ширить удачные опыты использования эстрады в обеденные перерывы на заводах (рабочий пол
день), в вечерние часы в рабочих казармах и красных уголках, на массовых профсоюзных загородных прогулках.
чувствуемой лжи. А ложь, прежде всего, сводит на нет те задачи, которые возлагаются нами на театр. Она принижает его значимость до уровня
какого-то развлекательного заведения, чему не мало способствуют сцены из жизни противополож
ной рабочему среды, сочно подаваемые в угоду невзыскательному, ждущему развлечений, театральному мещанству.
ТАМАРА ЗВЕЗДИЧ