ный, динамичный американский герой, этот Апполон Бродуэйский — брошен сейчас режиссером в будуар кафе-шантанной дивы, за кулисы театра, в ночной ресторан и там — энергично и динамично добивается победы над женским сердцем.
Во всех шедеврах“ из кадра в кадр проходят отборнейшие экземпляры женского пола в самом пикантном полуобнажении. Судя по рек
ламный фотографиям пуританский прюдизм американцев сменился чисто галльской вакхичностью“. Женщины в купальных костюмах на балу, женщины чуть прикрытые тигровой шкурой, женщины в сплошном декольте — под загла
вием каждой картины. Рекорд по обнажению держит звезда Парамоунт — Глория Свансон.
Картины с ее участием запрещены цензурой в некоторых штатах.
Автор недоуменно спрашивает:
„Не служит ли этот уклон к проблемам пола показателем упадка американской капиталисти
ческой культуры, упадка — отражающееся наиболее ярко в единствениом американском искусстве, в кинематографии. Куда приведут амери
канскую кинематографию „огненные женщины“ и „грезы любви“?
А для вас, Лео Мур, еще есть в этом вопрос?
А вы не думали, что „показателем упадка“ служило увлечение Америки и детективом?
Куда это приведет Америку, спрашиваете вы.
Все дороги ведут а Рим: изжив себя

Америка придет К Социальной революции. МАРКСИСТЫ

ОБ ИСКУССТВЕ

ПЛЕХАНОВ ОБ ИСКУССТВЕ

2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА.
Основной закон.
Плеханов против бессодер
жательной фразы, что искусство отражает жизнь“. Для уточнения этой, в общем, по его мнению, верной мысли, нужно предварительно понять и
выяснить механизм общественной жизни. Одна из самых важных его причин — классовая борьба. Ход идей обще
ства. видный и из произведений искусства,
отражает историю его классов и их борьбу между собою.
Таким образом, техника и экономика не влияют обычно непосредственно на искусство и другие идеологии; они обусловливают как социальный и политический строй, так и психику классов, ко
торая и выражается в искусстве; ибо идеология есть психика — идеи, чувства и стремления — общественного человека, но только организованные и систематизированные.
И при ближайшем исследовании мы без особого труда выясним, что многие теории и принципы, которые пытаются остановить законы развития искусства вне зависимости от экономических условий, в конечном счете эту зависимость подтверждают.
Природа и искусство.
Таков, например, взгляд
на зависимость искусства от географической среды и вообще природных условий. Но наши впечатления от природы, конечно, влияющие на искусство, меняются в связи с изменением нашего отношения к природе, а оно определяется
ходом развития нашей культуры; в основе же этого развития лежит опять-таки борьба классов. Вот несколько примеров „зависимости“ искусства от природы.
Есть взгляд, что не красиво в человеческой наружности, все напоминающее
черты животных. Это в общем, может быть, теперь и правильно (хотя сравнение со львом, орлом и т. д. совсем не счи
тается „обидным“), но дикие народы смотрят совсем иначе; они часто изменяют свою наружность, чтобы походить на животных (вырызают или подпиливают верхние резцы для сходства с жзачными
и хищными, заплетают волосы в виде рогов и т. д.). Другими словами, природа влияет на искусство в двух взаимно обратных направлениях в различные стадии общественного развития. Другой пример: орнаментика совершенно различна в одной и той же стране и местности при том или ином общественном укладе. При охот
ничьем быте она берет свои мотивы из животного мира, при земледельческом— из растительного.
Гений и искусство
Очень обычен далее ин
дивидуалистический подход к художественным явлениям. Главным фак
том развития искусства многие считают гениальную личность, забывая, что. она только „дает наилучшее выражение пре
обладающей эстетической склонности данного общества, данного класса“.
Смешно отрицать художественную ценность и значение великих мастеров, хотя бы эпохи возрождения (наук и искусств) —