Рафаэля, Микель-Анджело, Леонардо да Винчи. Однако, не будь их, „итальян
ское искусство было бы менее совер
шенно, но общее направление его развития в эпоху возрождения осталось бы тоже“. Искусство разных

стран.

Иногда анализ факторов развития в той или иной
стране не идет далеко, и исследователи ограничиваются признанием факта что положение искусства в одной стране обусловлено его положением в другой. В общем этот взгляд ошибочен. Это во-первых. А во - вторых, он не глубок, так как положение искусства в той стране, которая влияет, в конечном счете также обусловлено общественными (т-е, экономическими) отношениями.
Влияние эго может быть, но его может и не быть, все в зазисимости от сходства или различия общественных отношении в обеих странах. Тут возможны такие случаи.
1) Когда сходство экономических и культурных условий отсутствует, отсутствует и влияние искусства одной страны на другую.
2) Когда один народ очень отстал от другого в культурном отношении, влияние односторонне, так как отсталая страна не может дать передовой ничего ни в смысле содержания, ни в отношении формы.
3) Когда общественный быт и культурное развитие сходны, влияние взаимно. Законы подражания и про
тиворечия.
По мнению Тарда, „всякая социальная группа есть совокуп
ность существ, частью подражающих друг другу в данное время, частью подражавших прежде одному и тому же образцу“. Но мнению Дарвина, „при совершенно противоположном умственном настроении существует сильное и непроизвольное стремление к выполнению движений про
тивоположного свойства, хотя это последнее никогда не могло приносить никакой пользы“. Эти два различных закона ока
зываются применимы лишь в зависимости от общественных условий.
Вот яркие примеры, приводимые Плехановым.
После реставрации Стюартов в Англии и восстановления господства старого дво
рянства, оно стало проявлять вкусы и привычки прямо обратные правилам жизни пуритан, т.-е. мелкой буржуазии (равнодушие к религии, увлечение театром, лите
ратурой и картами, ношение длинных волос и роскошных нарядов и т. п.)—
закон противоречия. Напротив, во Франции ХѴІІ века буржуазна подражала аристократии ( мещанин в дворянстве Мольера это явление отразил) — закон подражания.
Значит, все дело в классовых отношениях аристократии и буржуазии.
Другой пример. Сенегамбские богатые женщины носят такую узкую обувь, что в нее ноги не входят целиком; походка становится неловкой, но не считается не
красивой. Смысл этой моды в том, что богатым женщинам нет нужды ходить и обувь, метающая им ходить, лишь подчеркивает их п инадлежность к богатому классу и резко выделяет среди женщин бедного класса.
Полезноеи красивое.
По мнению Канта, „на
слаждение, которым определяется суждение вкуса свободно от всякого интереса, и суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, не есть чистое суждение вкуса“.
Плеханов признает правильность этой мысли по отношению к отдельному лицу: если данная картина мне нравится только потому, что я могу ее выгодна продать,
эго, конечно, не будет эстетическое суждение.
Правильно и то что не всякий полезный предмет красив, но, как общее пра
вило, красивым признается лишь то, что полезно, что имеет значение в человеческой борьбе за существэвание с природой или с другим общественным человеком.
Так обстоит дело, если рассматривать данный вопрос с точки зрения общества.
В начале историческаго развития человек смотрит на все явления и предметы только с утилитарной точки зрения
и лить впоследствии, по отношению к некоторым из них, переходит на эстетическую
Плеханов предостерегает, что утилитарная точка зрения не созпадает с эстети
ческой. ,Вовсе нет, — гозорит он; -польза познания рассудком: красота — созер
цательной способностью, область первой — расчет; область второй — инстинкт“.
В заключение, мелкий, но характерный пример: красив ли красный цвет? И да,
и нет. Красива розовая щека молодой женщины, но нельзя того же сказать про красный нос. Почему? В первом случае красный цвет гозорит о здоровьи, т. е. о полезном качестве, во-втором скорее— об обратном.
В. Т.