Разбирая и анализируя структуру новой драмы, те, еще не отчетливые композицион
ные формы, к которым она устремляется, мы не можем, сразу же, не обратить внимания на одну очень характерную в этом отноше
нии черту: то что в классической, а еще чаще в буржуазной драме, составляло центр и сущность произведения, т.-е. личность героя, его борьба и его переживания, в совре
менной социальной драме, большею частью, играет очень незначительную техническую роль.
Личность героя в новой драме является, большею частью, лишь способом соединения частей.

Центр внимания все чаще переносится на то, что прежде играло роль сферы, в которой действовал герой. Таким образом совре

менная пьеса большею частью приближается
к типу обозрения, понимаемого в широком смысле этого слова.

Что такое обозрение? Это ряд картин, имеющих самостоятельное значение, и сое

МАКС РЕЙНГАРДТ
Знаменитый германский режиссер-новатор (и владелец четырех театров в Берлине и одного в Вене) на берегу моря на Лидо (Италия),
диненных, как бы прошнурованных, одним или несколькими обозревающими персонажами.
Герой новой драмы очень часто играет роль именно такого соединительного шнура.
Это не значит, что герой новой драмы всегда является пассивным обозревателем происхо
дящих вокруг событий. Он обычно активен. Часто роль его продолжает оставаться зна
чительной, но сценарий, все же, оказывается разорванным и среда, т.-е. социальный фон, в которой действует герой, приобретает са

модовлеющее и доминирующее значение. Ре

волюционная жизнь узаконила эту форму, как форму, по преимуществу, современной драме присущую.
Большинство современных революционных пьес скорее представляют из себя обозрения, чем драму в традиционном смысле этого слова. Очень типичным примером такого обо
зрения, где личность героя играет роль только связи отдельных картин, является „Эхо“ Билля-Белоцерковского,поставленное в прош
лом сезоне „Театром Революции , или Мейерхольдовское „Д. Е.“.
Еще пример из близ лежащих—„Виринея Сейфуллиной. В пьесе лучшие сцены пря
мого отношения к драме героини пьесы не имеют. (Смерть Магары, выборы в Учреди
тельное Собрание и т. д.). Интрига развивается неровно, прерывается лишенными еди
ного драматического действия вставками и т. д. Революционная драма строится боль

шею частью не как замкнутый круг, а как прямая линия упирающаяся в бесконечность.

И это не недостаток, не отступление от абсолютных законов, как склонны думать упо
мянутые выше архивариусы от драматургии, это характерная форма присущая современному спектаклю.

Эта, до сих пор еще в сущности мало использованная, форма открывает перед дра

матургом и перед режиссером неожиданные и богатые возможности.
Обозрению, понимая его не только как монтаж аттракционов, или как злободневный сатирический спектакль типа парижских и московских ревю, а как некую форму драмы, суждено в ближайшем будущем сыграть немаловажную роль, в качестве одной из основных драматургических форм, сменяющих тра
диционную структуру „высокой комедии и драмы.
ВЛАДИМИР МАСС

***

Не пора ли, хотя бы в силу этого выдающегося факта, пересмотреть наши отноше
ния и к понятию о „высших и „низших формах искусства?
Не пора ли эти понятия перевернуть?