За последние годы этот летний сезон, кажется. был первым, когда рядом с непобедимой „Теткой Чарлея“ появились на афи
шах садовых театров названия современных пьес, да еще из быта наших дней. Этот сдвиг, при всей его беспомощности и неуверенности должен быть отмечен летописцем летних те
атральных дел, как положительный симптом. Еще год тому назад „Совбарышня Нина у Корша в Аквариуме, при всех ее недостат
ках явилась бы „событием . Теперь о ней отмалчиваются короткой рецензией с неизбежными указаниями на то, что при всех хороших намерениях автора и театра спек
такль недостаточно актуален и современен, что многое высмеивается по трафарету и что,
вообще, кому нужно в 25-м году ворошить ко ллекцию отмирающих обывателей и высмеивать их, к тому же недостаточно зло и хлестко.
Все это, конечно, нужно сказать о „Совбарышне Нине . Милюковский кадет, меч
тающий о белом коне и о своих парижских друзьях, проворовавшийся председатель промтреста из бывших купцов, жены, изменяю
щие мужьям, до-нельзя фальшивые, хотя и весьма благородные партийные работники, очищающие, конечно, нездоровую атмосферу треста и т. д. — все эти персонажи уже пре
вратились в ходячие штампы. И автор почти ничего не сделал чтобы обновить их, сценически заострить.

„СОВБАРЫШНЯ НИНА“

Есть в пьесе и ряд других недостатков. Остается до-конца спутанной и неясной цент
ральная фигура председателя треста. Таким

Тенденция и немецкий рабочий театр

Происходящая сейчас характерная борьба за тенденциозный, в нашем смысле этого слова, репертуар делает интересными для нас идеологи
ческие устремления немецкого рабочего театра. Германская социал-демократия, господствующая в профсоюзах, рабочей кооперации и культпросветорганизациях, уже более двадцати лет ведет упорную работу по внедрению в рабочие массы своих идей через специально созданные театры. И для нас могут быть весьма показательными ее достижения.
Берлинский театр Volksbühne, находящийся под идейным влиянием с.-д. партии, организация су
ществующая много лет и пользующаяся влиянием в рабочей среде. Volksbühne объединяет радикаль
ничающую и партийную интеллигенцию. Для уяснения его политической физиономии доста
точно сказать, что помимо поддержки профсоюзов, театр получает ежегодную крупную субсидию от берлинского городского самоуправления.
Театр этот широко развил свою деятельность и кроме основной базы в Norden играет и в рабочих поселках пригородах, Zelendorf, Birkenwerde,
Hasenheide, Ticbtingrund. Благодаря дешевизне, близости к потребителю и специфическому рабоче
му репертуару спектакли пользуются большим успехом.
Перед принятием к постановке все пьесы проходят через правление, возглавляемое социалдемократами. Следствием этого являются наме
ренная и сугубая тенденциозность, проталкивание с.-д. идей экономического реформизма.
Один из основных лозунгов этой партии — создание рабочих поселков в фабричных центрах. Постройка собственного дома, на соб
ственной земле, собственный огород и т. п., вся эта густая сеть бытовых, мелко
собственнических навыков неизбежно совращает
рабочего с пути классовой борьбы. Этому лозунгу и посвящена пьеса „Я сам хозяин , со много го
ворящим названием и весьма характерная для всего репертуара Volksbühne. Пьеса эта, мастерски сделанная, обошла почти все немецкие народные сцены и густо пропитана самодовольствием мел
кого собственника, филистерской добродетелью, мещанской честностью.
Рис. К. Савицкого
СОВБАРЫШНЯ-ПАРАМОНОВА