как он показан у автора в тексте и театром на сцене ни в какие председатели тре
ста никогда он не мог быть назначен. Явный жулик и доверившиеся ему два партийных работника предстоят перед зрителем в оконча
тельно глупом виде. Неудачно придумана и использована история с драгоценностями, которые все действующие лица крадут и никак не могут украсть.
Но вместе с тем пьеса эта все же должна быть выделена из ряда других пьес, показанных в сезоне на летних сценах. Смот
рится она легко и довольно весело, хотя и не отличается оригинальным остроумием; есть в ней и необходимая „интригантность“. Кро
ме того, в пьесе отсутствует та нарочитая зависимость от готовых литературных образцов, которая становится традиционной и мод
ной для массовой современной драматургии.
А главное пьеса показывает в авторе чувство подлинной иронии, сказавшееся в по
строении образа героини пьесы, самой совбарышни Нины. Все плутни и дипломатиче
ские ходы Нины остаются неразоблаченны
ми и Нина выходит победительницей в ее борьбе с окружающими людьми. В послед
нем акте она неожиданно освещается перед зрителем новыми красками. В этой, как буд

то трафаретной обывательской хищнице про

глядывают черты обиженной, ущемленной женщины, пытающейся отвоевать себе право на жизнь. Этот образ, хотя и не четко сработанный автором и неверно поданый те
Ганс Штром, юнец 19 лет, с детства работающий в Силезских копях взбунтовался. В нем просыпается жажда жизни, грозящая вылиться в ре
волюционный взрыв. Необходимо принять меры
и на сцену выступает старый надсмотрщик—зверь. Как и полагается, он неожиданно полюбил юно
шу, в связи с чем, впоследствии, размякает и делается милым дедушкой. Он-то и учит Ганса житейской мудрости, старой и вонючей мещанской мудрости.
Стихия приходит на помощь Гансу (божественное начало, конечно, предпочтительнее револю
ционного действия). Во время наводнения Ганс
спасает дочь старшего инженера, обращает на себя милостивое внимание администрации и получает первое повышение.
В копях стачка. После долгих совещаний с мастером, извинений и бесед о товарищеской соли
дарности, Ганс принимает в ней дорого-стоившее ему участие. Однако, его же посредничеством, она кончается почти ничем и Ганс снова получает повышение от благодарной администрации.
Далее после пожара рабочих казарм, уже 30 летний Ганс с помощью владельца копей и рабочей кооперации арендует землю и строит по
атром, показывает в авторе способность и умение создавать характеры: свойство цен
ное в современном драматурге. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем автор выбирал темы более серьезные и общественно-нужные и перестал бы заниматься мещанской средой и обывательскими „проблемами .
Пьеса поставлена по коршевски, без выдумки: недостатки пьесы не только не сгла
жены режиссером, но скорее выпячены вперед.
Смазные сапоги и кожаные куртки коммунистов— безнадежный и фальшивый тра
фарет, тем более, что актеры в этих ролях повидимому взяли за образец заграничные буржуазные изображения „русских больше
виков . Непонятно почему действие пьесы перенесено в Москву (в постановке это под
черкнуто московскими афишами и плакатами на переднем плане). Происшествие и персонажи пьесы — не столичного масштаба и будучи связаны с Москвой, они теряют последнюю долю правдоподобия.
Пустяковая и мало интересная роль Вадима прекрасно подана Коноваловым, сде
лавшим из нее характерный, злободневный шарж.
Приблизительно в тех же приемах с достаточным комизмом сделана роль „кадета Соколкова Межинским.
Б. АЛПЕРС
селок. В финале, окруженный детьми, он наслаждается, сидя в бархатном кресле, патефоном и электрической машинкой для варки кофе.
Это подхалимство и полуприкрытое предательство, поданные сценически эффектно и умело, преподносятся как мораль и весьма характерны для германской социал-демократии и рабочей сцены. Пропаганда мирной кооперации, куцых проф
союзов, превращения в мелкого буржуа и т. п. в полном согласии с тактикой партии и законами сцены идет с театральных подмостков. Тенденция звучит в комических положениях, тенденция слышна в драматических эпизодах. Традиционный сен
тиментализм, уважение к предупредительной ад
министрации, легкий националистический душок и покорность, покорность и терпение,—все это, идя из театра, имеет целью усыпить рабочее движение, запереть его в болотной воде социал-демократической болтовни.
С этим влиянием с.-демократии борется и достаточно успешно германская коммунистическая партия. Но об этом в следующий раз.
МИХ. ИЛЬИН