АГИТПРОП—ТОЖЕ ИСКУССТВО!

Международный Юношеский День ставит перед нами со всей серьезностью проблему театра для юношества. У нас такой театр рождается,
растет и крепнет. Это — театр рабочей молодежи — ТРАМ; его застрельщик — Ленинградский трам недавно у нас гастролировал. Провели мы уже даже Всесоюзную конференцию трамов. Но, однако, наша театральная рабочая общественность оказалась недостаточно подготовленной к разрешению сложнейших вопросов, которые ставятся в настоящий момент в связи с развитием трамов. Даже на самой трамовской конференции обнару
жилось, что четкого разумения того, что из себя представляет трам, куда ему итти, на каком ма
териале работать, какими методами этот материал вскрывать, — нехватает и самим непосредственным руководителям, и участникам движения.
Поэтому совершенно естественно, что о траме в настоящее время говорить можно только в сугубо-«дискуссионном» порядке. В таком порядке выступаем и мы.
Нас пытаются убедить в том, что трам не театр, а авангард комсомольского агитпропа. Второе обстоятельство неплохо. Но кто сказал, что из этого вытекает обязательно — первое — «не театр»? Отсюда следовало бы чрезвычайно реакционное утверждение, с которым мы беспрестанно боремся, что агитация и пропаганда это одно, а... искусство (святая святых вдохновения!) не агитация и не пропаганда. Таким образом, нам кажется, что руководители трама делают чрезвы
чайно серьезную общепринципиальную ошибку, льющую воду на мельницу защитников аполитичности искусства, пытаясь противопоставлять искусству (в данном случае театру) — агитацию и пропаганду.
Нам кажется, наоборот, именно вследствие того, что трам хочет быть авангардом агитпропа, он должен быть чрезвычайно тонким, серьезным и трудным искусством — театром.
Почему же трамовцы пытаются нас уверить, что трам не театр?
Нам кажется, что причина заключается в попытке трамовцев «делать хорошую миру при
плохой игре», или, быть может, недостаток (вполне законный на данной стадии трамовского развития), выдать за добродетель. Ибо мы все знаем, что в области овладения искусством театра, в особенности искусством актерским, трам стоит еще на незначительной высоте.
Отсюда проистекают два обстоятельства. Первое — трам пытается нас убедить в своей теории, о которой мы выше говорили; второе — трам, стремясь прикрыть эту свою слабость, непомерно раз
вивает игру при помощи света, музыки, звука, оформления — словом, при помощи всех тех элементов, которые должны притти на помощь актерской игре, усиливать и подчеркивать, но которые (увы!) не могут заменить ее.
Таким образом, мы считаем, что проблема актерской учебы является основной проблемой для современного трама.
Второй важной проблемой для трама является проблема его драматургии. Общеизвестно, что трамовская драматургия еще в достаточной мере слаба и что трамы дают нам сценический материал среднего качества, требующий чрезвычайных усилий со стороны театра, для того, чтобы
на его основе строить подлинно-театральные спектакли.
Мы знаем, что чем слабее драматургический материал, тем больше ухищрений требуется теат
ру, чтобы заставить этот материал сценически звучать. А это влечет за собой огромную растрату
творческой энергии, которая, концентрируясь на более благодарном материале, могла бы дать несоразмеримо больший эффект.
Таким образом, по нашему мнению, трамам надо обратить более серьезное внимание на усиление и углубление своего драматургического материала.
И, наконец, надо всемерно приветствовать так называемую, новую театрально - бытовую философию, которую трам вкладывает в свою работу. Философию коллективного творчества, стремление изжить все отрицательные стороны заку
лисного театрального быта, высоко-моральные и целомудренные отношения внутри коллектива, превращение этого коллектива в своеобразную товарищескую коммуну, живущую и работающую по нормам подлинно-нарождающейся новой ком
мунистической этики. Это — прообраз будущих коллективов работников искусства в социалистическом обществе.
На этой основе трамом, несомненно, будут преодолены все трудности роста. Это — перво
основа, которая на наших глазах взращивает коммунистического художника и которая пронижет, несомненно, и самое содержание театрального искусства будущего, растущее из современ
ного, несовершенного еще, но многообещающего театра рабочей молодежи.
БОР. ВАКС
Рис. Б. Земенкова
МТЮЗ «Веселый фургон