СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В БЕРЛИНЕ

Специальный театр для детей в Берлине отсутствует.
Сделанные там мною доклады вызвали поэтому живые отклики в прессе, которая единодушно указывала на важность для Германии «воспользоваться примером Советской России».
Однако, все же некоторая работа систематического характера по приближению театра к шко
ле ведется. При городском управлении Берлина существует подотдел «Спектакли для школьников».
Эта организация начала свою работу с осени 1926 года и сейчас достигла довольно значитель
ных количественных результатов. Так, например, с 1 апреля 1927 года по 31 марта 1928 года ею
было устроено для школьников 115 спектаклей и концертов с пропускаемостью 125 тысяч школь
ников. Правда, если принять во внимание, что в средних школах Берлина обучается около 50 тыс. детей — это еще далеко не полный охват детского населения театром, но уже тот факт, что на эти спектакли Берлин отпускает дотацию в размере более 100 тысяч марок в год — показывает, что значение искусства в системе воспитания школьников хотя бы до известной степени учитывается.
Спектакли для школьников имеют характер узко учебно-вспомогательный. Основное место занимают классические пьесы, проходимые в школе.
Не меньшее количество спектаклей для младшего возраста дает Мюнхенский театр ма
рионеток с изумительными по художественности исполнения куклами работы Жозефа Варнеке и таким «классическим» содержанием, как легенда о рождении Христа.
Спектакли для школьников старшего возраста закупаются, главным образом, у отдельных театров
Директор Моск. театра для детей Н. И. Сац
из их репертуара, а некоторые постановки ставятся по заданию учебных организаций с актерами с биржи труда.
Кроме спектаклей устраиваются для школьников и концерты. Торжественно были отмечены 100 лет со дня смерти Шуберта и 200-летие рождения Лессинга.
Цены для школьников на эти спектакли и концерты установлены такие: опера 1 марка (50 копеек), драматический спектакль 50 пфенигов (25 копеек) и концерты 25 пфенигов (12 1/2
коп.). Я присутствовала на двух спектаклях для школьников и вынесла очень хорошее впечатле
ние от их организации (руководит подъотделом школьных спектаклей доктор Вильгельм Споор) и удручающее — от самих спектаклей.
Оба раза театры были переполнены, на каждые 25 подростков приходился один педагог. Всем пришедшим бесплатно раздавались про
граммы с фотографиями постановки, биографией автора, перечнем участвующих артистов и пр., изданные на прекрасной бумаге. Что мы смотрели?
Первый спектакль — «Вильгельм Телль» был поставлен в Театре Шиллера.
Декорации заменяли там огромные, тупые в своем желании походить на «действительную жизнь», задники, выполненные с бесвкусием, граничащим с пошлостью.
Действие было заменено напыщенной декламацией, при чем солидные актеры почти исключительно стояли на сцене в полной неподвиж
ности, лишь ударяя себя время от времени рукой в грудь и затем протягивая руку к небу.
Я думаю, что только врожденная немецкая солидность спасала актеров, играющих так в Бер
лине — центре театральной культуры, от того, чтобы быть освистанными, или расчет на то, что «дети все равно ничего не понимают».
Второй спектакль — «Сон в летнюю ночь» был специально поставлен для школьников режиссером Эмилем Линдом в Воздушном Театре.
Несколько слов об этом театре. Он устроен в саду под открытом небом. Две тысячи мест полукругом, как в древне-греческом театре, возвышаются амфитеатром. Полукруглая сцена покрыта ковром настоящей травы. Место нахождения суфлера скрыто специально посаженным кустом.
Когда скамейки театра запестрели школьниками (с огромным преобладанием девочек, как и на первом спектакле), а спрятанный за зеленой изгородью оркестр заиграл вступление к спектаклю (музыка Мендельсон — Бартольди) — я почув
ствовала большую радость. Она кончилась, как только начался спектакль. «Роскошные» костюмы из прокатных мастерских, засыпанные блестками, казались особенно жалкими на фоне зелени; очень плохие артисты (особенно исполни
тельница роли Гермии) вызвали насмешливое отношение даже у вымуштрованной немецкой детворы и, наконец, совершенно жуткие по своему бесвкусию и неорганизованности (ни одно движение ни разу не было сделано одновременно)
пластические танцы во время сна Титании — заставили меня пожалеть присутствовавших детей. Кроме того, ребята не были захвачены содер
жанием пьесы. И понятно: на ребят 13—14 лет «Сон в летнюю ночь» не может иметь эмоционального воздействия.
Ограниченный взгляд на театр, как на учебное пособие, очень крепко проводится руководителями этого начинания. Пишется «Искусство — де
тям», а читается «Театр может иногда быть так же полезен, как географическая карта», и только...
Н. САЦ