В Москву вернулся из 2 1/2 - месячной поездки по Уралу театр имени МГСПС. В этом году га
строли театра состоялись в двух городах — Свердловске и Перми.
Свердловск — город колоссальной стройки. В облаках пыли, среди бесконечных строительных лесов и стука молотков уже можно различить контуры будущего гиганта уральской промышленности.
Тысячи рабочих заняты созданием столицы Урала. Многие из них — сезонники, шахтеры — никогда не были в театре. И театр имени МГСПС получил у них теплый прием. Его спектакли проходили при переполненном зрительном зале.
Из 72 сыгранных в Свердловске спектаклей — 22 было раскуплено рабочими организациями.
Наибольший художественный успех выпал на долю «Мятежа». В годовщину падения колчаковщины, на вечере воспоминаний этим спектаклем закончил театр свои гастроли в Сверд
ловске. Учитывая значение для свердловских рабочих этих дней, театр задержался по окончании гастролей и, помимо спектакля «Мятеж», принял организованное участие в демонстрациях.
В Свердловске была проведена большая кампания по популяризации театра. На заводы и фабрики выезжали с докладами руководители театра Е. О. Любимов-Ланской и К. Н. Серебря
кова. Доклады сопровождались концертными выступлениями работников театра. Ряд докла
дов был проведен на предприятиях в обеденный перерыв. Для Свердловска такие отчеты о работе театра имели громадное значение.
Во время спектаклей театра Окрпрофбюро была проведена конференция рабочего зрителя. Был сделан перед рабочей аудиторией доклад о путях и работе театра им. МГСПС. Конферен
ция прошла с большой активностью рабочих. Линия театра была одобрена. Для иллюстрации творческого пути театра были показаны отрывки из постановок — «1881 год», «Шторм» и «Штиль».
Во время своей поездки театр продолжал
За время своего пребывания в Харькове театр дал 20 спектаклей. Шли пьесы: «Клоп», «Рычи, Китай», «Командарм 2» и «Лес». 50%
общего количества мест в театре было закуплено общественными организациями.
Посещения спектаклей организованными группами рабочих проводились под знаком культпохода на театр. На большинстве предприятий работниками культотделов проведены доклады и беседы с рабочими о Гостиме, его месте и зна
чении в общей системе советского театра. После просмотров производился коллективный разбор спектакля. В целях облегчения понимания наиболее сложных спектаклей зрителем, мало знакомым с работой Гостима, к самому показу спектаклей предпосылались специальные доклады работников режиссерской группы театра.
Учитывая, что не каждому рабочему, в силу многих причин, дана еще возможность после трудового дня занять место зрителя в театральном зале, работники Гостима ответили на культ
поход, организованный рабочими на театр — мобилизацией своих сил в культпоход на фабрики и заводы Харькова.
На многих фабриках и заводах во время обеденных перерывов организовывались доклады о театре и концертные выступления.
В целях закрепления традиционной связи театра с Красной армией был также организо
Переменили хозяев. В очерке о рождении, развитии чехо-словацкого театра парижская «Комедия» отмечает усилия словаков на поприще «национального возрождения». Уже на втором году после Версальского мира в Братиславе (бывш. Пресбург) был создан «Национальный
Словацкий театр». Прежним влияниям Вены и Будапешта этот театр противопоставил репер
туар... французский. Под управлением извест
ного композитора Оскара Недбала здесь прошли оперы и балеты Адама Обера, Бизе, Буальдье, Делиба, Гуно, Галеви, Шарпантье, Масснэ, Сен- Санса и А. Тома. В драматическом театре, под управлением Вацлава Жириковского ставились пьесы Онэ, Додэ, Дюма, Геннекена, Сарду Савуара, Фр. де-Кюреля, Брие, Кайяже, Геона, Л. Вернейля, Метерлинка, Грессак-Буазе, Вотеля.
Эрвин Пискатор, готовясь к открытию своего нового театра (на «Ноллендорфплац»), заключил договоры с рядом своих прежних актеров — с Кальзером, Штекелем, Бушем. Одновременно он решил в предстоящем сезоне усиленно выдви
гать молодые силы. Так, в «Берлинском купце», которым открывается сезон, главная женская роль отдана молодой, совершенно неизвестной актрисе. Ведутся также переговоры с некоторыми советскими режиссерами о постановке в те
атре Пискатора ряда специфически советских пьес.
Театр Ротшильда. В Париже состоялось открытие нового театра на улице Пигалль. Деньги на постройку театрального помещения — 15 мил
лионов франков — дал Анри Ротшильд. Четыре года над возведением здания по последнему слову пауки и техники работал целый штаб архи
текторов, инженеров, электриков, декораторов,
художников и машинистов: в Париж свозилось все лучшее, что можно было достать за деньги во Франции и за границей. Три, дня и три ночи демонстрировались перед специально приглашенной публикой (представители политики, искус
ства, литературы и общества) световые эффекты, чудеса машинерии и т. п. Посвящал приглашенных в тайны театральной техники молодой Фи
липп Ротшильд, на которого папаша возложил попечение о новом театре. Главным администратором назначен известный «мэнэджер» (импрессарио) Габриэль Астрюк. В поисках художест

ЛЕТНИЕ ПОЕЗДКИ

Мейерхольдовцы в Харькове

культшефство над Красной армией. Силами актеров был организован ряд концертов для красноармейцев, театр выезжал в лагеря. Выступлениями театра были обслужены лагеря в дни революционных торжеств.
В Перми театр дал 9 спектаклей. Здесь большую работу по популяризации театра провела печать. На комсомольском спектакле театр приветствовал зав. АПО Окружкома ВЛКСМ.
Своей поездкой театр им. МГСПС положил начало прочной связи с уральским рабочим, шахтером, строителем.
Г. Д.

Театр им. МГСПС на Урале

ЗА РУБЕЖОМ