О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СОРЕВНОВАНИИ

Если в промышленности, торговле и других областях народного хозяйства Союза социалистическое соревнование перестало быть предметом дискуссии о способах и средствах его проведения и прочно вошло в практику, то в обла
сти искусства вообще и на театре в частности все еще продолжается «обсуждение» этого вопроса.
Пора окончить разговор и перейти к делу. Трудно найти более широкие возможности социалистического соревнования, чем те, которые имеются на театре.
Соревнование должно вестись как между театрами, так и внутри театров.
Нет возможности перечислить все виды практической работы по соревнованию, поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь принципиальных моментов, долженствующих найти отраже
ние в социалистическом соревновании. Разобьем их грубо на 3 категории: идеологическую, материальную и производственно-бытовую.
В области идеологической репертуар имеет колоссальное значение. Театр, давший в данном отрезке времени (сезон) наиболее художественное социально-политическое зрелище, будет победителем в соревновании.
Здесь сразу намечаются два момента соперничества: выбор пьесы и художественная работа над ней. Обе отрасли работы грандиозны по количеству отдельных моментов. Часто выска
зываемые отводы этого вида соревнования вследствие «различностей путей» театров явля
ются плохо замаскированными тезисами об «аполитичности искусства» и должны быть отвергнуты твердо и решительно.
В области соревнования по изысканию политически-художественного репертуара роль художественно-политических советов огромна, и их работа должна рассматриваться также как соревнование между собой.
Но политическое и культурно-художественное воспитание зрителя не может ограничиться только зрелищем. Лучшее обслуживание зрителя в антрактах и до начала спектакля, музеи, вы
ставки, читальни, наконец, внешнее оформление помещений являются, безусловно, видом соревнования.
В материальной отрасли работы театров соревнование должно протекать первым долгом в работе по привлечению организованного рабочего зрителя.
Несомненно, что политическое значение и
художественность пьесы уже являются стиму

лом к привлечению организованного зрителя. Но театр должен кроме этого нести огромную работу по связи с фабриками и заводами, где он дол
жен разъяснять своему зрителю все свои цели
и стремления, всю свою практическую работу. Это дает громадные результаты чисто материаль
ного порядка, создавая постоянные массы своего зрителя, постоянно связанного с театром. Широ
кое использование театром абонементной систе
мы, организация целевых спектаклей — все это
важные моменты соревнования, укрепляющие экономику театра.
Следующим видом соревнования должна быть борьба за снижение себестоимости, за рациона
лизацию в выпуске продукции. Театральная рутина необъятна по масштабу. Работа «по-старинке» еще крайне прочна в театральном произ
водстве. Борьба с этой рутиной, борьба за учет и план сейчас же даст снижение себестоимости, экономию расходов.
Излишне говорить, что снижение себестоимости постановки никак не может итти за счет художественной ценности продукции, что часто замечается в проведении соревнования на производстве.
Пересмотр цен на билеты, классовый подход во взимании платы за билеты по кассе и по льготе должны найти свое отражение в соревновании.
В производственно-бытовом отношении поднятие производительности труда, крепкая тру
довая дисциплина, гигиена бытовых отношений, изжитие пьянства, установление товарищеских взаимоотношений, политическое и культурное воспитание работников предприятий, повышение их квалификации — вот пути соревнования по этой линии.
Намечая основные линии, по которым должно развиваться социалистическое соревнование, редакция полагает, что в практике проведения соревнования каждая деталь, улучшающая производство, должна быть учтена и осуществлена.
Медлить с проведением соревнования нельзя. Общественность как вне так и внутри театров должна решительно потребовать, чтобы те пре
красные СЛОВА, которые до сих пор говорились о социалистическом соревновании на театре, немедленно были претворены в ДЕЛА по проведению его.
С полной уверенностью, что общественность откликнется на наш призыв, мы ждем первых сволок о начавшемся социалистическом соревновании на театре.