ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ

Идея создания театра Красной армии — орудия интернационально-классового воспитания красноармейцев и средства сближения. Красной армии с трудящимися,— родилась в театре Революции. Организовавшаяся год назад инициативная группа сделала свое дело, начав кампанию за создание театра. В настоящее время во
прос этот разрешен в соответствующих инстан
циях — в текущем сезоне в ЦДКА открывается театр Красной армии.
Репертуар театра должен строиться на показе современного состояния Красной армии, ее героики на фронтах гражданской войны, на показе важнейших тем советской современности в плане укрепления обороноспособности СССР.
Театр должен показать каким образом из крестьянина-индивидуалиста в рядах Красной армии выростает организованный общественник, организатор социалистического переустройства советской деревни. Необходимо отразить в те
матике театра влияние мелко-буржуазной среды на состав Красной армии, принципе подбора кадров комполитсостава, быт терчастей.
На фоне гражданской войны, походов первой конной армии, материалов по востфронту может быть показано классовое руководство в Красной армии.
На ряду с этим, в комедийном плане театр должен отразить и быт иностранных армий.
Помимо своей стационарной работы театр Красной армии будет вести инструктаж театральной работы в Красной армии.
Руководство повседневной практической работой театра будет проводиться художественно
политическим советом, при котором организуется художественная коллегия.
Заведующим художественной частью театра приглашен главный режиссер театра Революции т. В. Ф. Федоров.
В беседе с нашим сотрудником т. В. Ф. Федо
ров указал, что театр будет существовать на кооперативных началах — ряд учреждений вносят паи и покупают спектакли театра.
Театр Красной армии — говорит т. Федоров — предполагается открытъ 15 ноября в Красно
армейском зале. Зал переоборудуется, создается сценическая площадка по оригинальному проекту архитектора А. К. Бурова.
Одной из постановок театра явится драматическая поэма Георгия Шенгели «Броненосец Потемкин».
«Броненосец Потемкин» лишь в малой мере может претендовать на название исторической хроники: в поэме сохранена только общая последовательность событий и то с большими упущениями. Исторических имен только два — Матю
шенко и Вакулинчук. Немало деталей выпущено или относится к иным моментам первой, а иногда и Октябрьской Революции.
Потемкинская эпопея взята как прообраз всего движения 1905 года с его экономическими и психологическими предпосылками. Внимание автора устремлено к живым людям, брошенным в революционный котел.
Ставят спектакль В. Ф. Федоров, художник — автор сценической установки театра А. К. Буров.
Спектакль будет сопровождать симфонический оркестр в 50 человек, который войдет в состав труппы театра.
Драматургом Б. С. Ромашевым по заказу театра закончена пьеса «Набат в горах». Эта драма
на тему партизанского движения на Северном Кавказе. «Набат в горах» будет показан 1 января.
Третьей постановкой сезона намечена пьеса В. Волькенштейна о махновщине, разрешенная в плане фарса. Четвертой и последней постанов
кой сезона предполагается показать комедию Коренева и Короля — «Бомбей». Тема пьесы — события на китайской границе, энтузиазм краскома

ТЕАМУЗЕЙ имени КАЛЬМАНА

Этот музей совершенно непохож на музей имени Бахрушина. Никаких макетов, выцветших дагерротипов, эскизов, пожелтевших руко
писей — только живые люди. Этот музей имеет множество филиалов и экспонаты систематически перебрасываются из города в город в жестких вагонах скорых поездов.
Этот музей — современная оперетта.
Нам, москвичам, ходящим изредка смотреть оперетту в театр имени Немировича, Камерный, Московский театр Оперетты и на ленинградские гастроли — трудно вообразить, что представляет собой и какое имеет значение современная провинциальная оперетта. Два или три десятка опе
реточных коллективов с орекстром и балетом, с уложенными в чемоданы костюмами, пере
двигаются постоянно в разных направлениях по всему Союзу — из Вологды в Керчь и из Севастополя в Ташкент.
Ни один город не может выдержатъ дорогостоющую и многочисленную опереточную труп
пу, и она, «ветром гонимая», перебирается из одного города в другой, задерживаясь на один, два, много, три месяца на одном месте.
От оперетты ожидают той бодрой «зарядки», которая нам так нужна. Но приезжает оперетта, и из чемоданов появляются скупленные в де
вятнадцатом по-дешевке фраки, опушенные мехом манто — тщательно оберегаемая прозодежда опереточных актрис, — чудом сохранившие
ся эспри, гусарские мундиры с позументами — ведь офицер в оперетте может служить только в гусарах — национальные черногорско-румынсковенгерские куртки со шнурами и шаровары, несколько клавиров, подтекстованных и подправ
ленных Шершеневичем или другим «знатокомопереточной идеологии, или идеологии в оперетте. Из всего этого и складываются «Марицы».
«Сильвы» и другие «Веселые вдовы» под звуки «Корневильских колоколов».
Эти коллективы сохранили в чистоте и неприкосновенности, как в музее или заповеднике
быт, нравы и художественные приемы кочующих трупп середины девятнадцатого века. Они так же живут в быту и на сцене особой, ничего не имеющей общего с сегодняшним днем, жизнью. Счастливцевы и Несчастливцевы стали отруками и предхудсоветами. То, что говорят и делают актеры ежевечерно на сцене, настолько непохоже на окружающую обстановку, что созна
ние их оказывается расколотым надвое — и где подлинная жизнь, а где воображаемая — они от
личают с трудом. Для многих, вероятно, время от спектакля до спектакля с месткомами, по