Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются. ОТ УПРОЩЕНИЯ

К УГЛУБЛЕНИЮ
Театральное искусство — наиболее беззащитная область. Беззащитная в смысле доступности его всем и каждому. Может быть, по той причине, что она так близка к самой жизни.
Общее бытовое положение:
— Играть в театре решаются все, даже неполучившие никакой специальной подготовки.
— Режиссерами или „рождаются“ или делаются в процессе практической работы.
— Пишут о театре, являются его „ценителями и судьями“ все, обладающие общей грамотностью.
И в игре, и в режиссуре, и в теалитературе обычно наблюдается произвол личного вкуса, усмотрения, настроения, Называется он по разному: нутром, переживанием, интуицией, художественным чувством и т. п., но суть дела от названия не меняется.
Рецензии часто похожи на салонную causerie, проще, говоря — на обыватель
скую болтовню: „мила такая-то“, „удачно исполнила роль такой то“, „актер X дал яркий образ“, „актриса Н блеснула техникой“. Аналогично с отрицательными отзывами. Нет ни метода, ни анализа.
Статьи по теории обычно походят на фельетоны, где аргументы заменяются примерами, где положения субъективны и априорны, где догматизм безудержно властвует.
В сущности, это понятно и до известной степени извинительно. Еще нет науч
ной теории театра Еще нет научной методологии теакритики ..... эмпирически,
лишь в порядке привычки, моды, традиции, лишь в спешке журнальной и газет
ной работы ставятся и разрешаются все эти вопросы.

Не пора ли приступить к более углубленной работе? За последнюю четверть

века, мы пережили и уход на покой традиционного театра, и бурные искания и опыты, начиная с российского мейнингенства в лице МХАТ и кончая устремлением к „производственному театру“, и некоторый сдвиг к театральному синтезу в итоге этого периода „бури и натиска“.
В процессе практического делания театра накопился обширный опыт, богатый материал для обобщений, выводов, формул.
Социальная революция принесла с собой новое миросозерцание и тем самым новый метод познания явлений — марксист
ский — и обогатила театральную действительность фактами нового социального порядка — участия в театральном строительстве и производстве рабочего класса.
Есть у нас и Российская Академия с театральной секцией.
Но при всех этих условиях мы не выходим из полосы опрощения в театральных вопросах и взглядах.
Пора объявить театр в опасности и призвать критику к углубленной работе.
Это углубление прежде всего требует внесения в нее научного материала.
Наука о театре — вот та „синяя птица“ поймать которую мы должны, чтобы пре
кратить современную... беззащитность театра. В. Рудин.