МАРКСИСТЫ

ОБ ИСКУСТВЕ

1. БОГДАНОВ ОБ ИСКУCCTBE. ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА.
1.
Богданов различает несколько основных эпох развития общества.
Первая — первобытный коммунизм, который характеризуется предельной сла
бостью техники, родовым сотрудничеством, отсутствием разделения труда и личной собственности. Идеология, как система идей о мире, еще отсутствует.
Мотивы для изобразительных искусств почерпаются из техники про
изводства и из трудовых или военных движений и действий.
Поэзия тесно связана с речью и мышлением. Тут трудовые крики, по преиму
ществу междометия и глаголы; значение такой речи — ритмизация действий, призыв к действию, сообщение о факте; чувства находят свое выражение в позднейшем периоде.
В итоге — наблюдается, теснейшая связь, искусства с трудом.
Вторая эпоха авторитарных идеологий отвечающая патриархальному и
феодальному быту. В эту эпоху звероловство и рыболовство уступают место земледелию и ремеслам, основным материалом вместо камня становятся металлы, развивается производство орудий, на
капливаются материальные запасы и освобождается энергия. Это — в плане
2.

ГРУСТЬ

РЕЦЕНЗЕНТА — Вы читали последние рецензии?

А что — ругают или хвалят?
Из разговоров за кулисами.
I.
Рецензент, как печальна судьба твоя... Кто знает, как приятно в мокрый осенний вечер принять внутрь несколько часов „Го
лубой мазурки“? Или „Пучины“? Или „Хорошо сшитого фрака“? Или... Но нужно ли множить примеры?! Разве не простится тебе, если долго потом будет дышать справедливою местью перо твое... Производственный подход. Беспристрастный анализ. Это все — лозунги, начертанные на твоем знамени. И какие великолепные, гордые, аксиоматичные!. Но разве возможен „производственный подход“ к Зудотешиным, живущим только ролью, безраз
лично что это — Шекспир или Елена Молоховец Но разве возможен какой-либо анализ для театральных Ивановых 7-ых,
видящих в нем лишь ведомость с отметками за их убогое ремесло. Урок выучен, товарищи. Получайте ваши баллы. Вам
более ничего не нужно. Всего на всего только „хвалит“ или „ругает“. Слышишь ли, рецензент? И не пытайся блеснуть своей эрудицией, все равно никто не поверит, что она не понадергана из „Брок
гауза и Ефрона“. Не нужно. Все равно .любимцы публики“ справятся лишь об одном: „хвалит“ или „ругает“. И это все. Увы!..
2.
Ты грустишь, рецензент, и я понимаю тебя. Ты не видишь актера. Ты охо
тишься за каждым раком на актерском
безрыбьи и с тоской в душе выдаешь его за рыбу. Ты обманываешь и себя и дру
гих. Ибо те, которые ежевечерне играют
в „актерских пьесах, ничего не дадут ни тебе, ни театру. Те же, которые воплощают на серых подмостках еще более серую душу неумирающего мещанства, никогда не дадут тебе, того, что ты так
Первобытное искус
ство.
Искусство является средством познания и организации общественных настрое
ний и сил.
Всего раньше развиваются танцы и музыка. Танцы происходят из изобра
зительных жестов. В основе музыки лежит песня, выражающая простейшие чувства и помогающая своим ритмом организовать работу; элементами музыки являются и звуки, выражающие шум работы.