Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются. О „СОЗВУЧНЫХ ЭПОХЕ“

ИСКУССТВАХ

Когда заходит речь о созвучном эпохе искусстве, обычно начинается блуждание
между трех сосен. Это искусства революционное, пролетарское и коммунистическое.
Разграничение их, их соотношение в исторической преемственности и идео
логической значимости— вопрос не только теории, но и политики.
Здесь есть своя диалектика.
Не ошибка — сказать, что мы еще не вышли из первой стадии развития созвучного эпохе искусства — из искусства революционного. Это искусство — не
чисто классовое, а эклектическое, искусство рабочего класса и его попут
чиков в лице крестьянства, трудовой интеллигенции, городского мещанства, т.-е.
элементов мелко-буржуазных. Оно революционно не только политически, но и социально, так как иначе не было бы плодом Октября. „Попутчики“ имеются не только во внерабочего класса, но и
внутри него, в лице не порвавших связи с крестьянством отсталых старых поколений, производственной головки — мастеров и спецов разных рангов и т. п. Более того — такой „ветхий Адам“ зачастую угнездился и в „душе отдельного рабо
чего — массовика. Этому социологическому факту отвечает, например, крестьян
ская стихия в т.-н. пролетарской поэзии. Факт того же порядка — принадлежность
этих поэтов к литературным школам — футуристов, имажинистов, экспрессионистов и т. д. Но общее для такого искус
ства — п ринятие Октября и вражда против буржуазии.
Вторая стадия — искусство пролетарское. Оно — на пороге, но его еще нет.
Его возникновение связано с классовой концентрацией революционных групп, с освоением ими пролетарской идеологии,
с предельным прояснением общественных отношений, когда действительно остают
две основные силы — буржуазия и пролетариат, когда промежуточные и переход
ные группы самоопределяются направо
или налево. Это — искусство чисто классовое, по крайней мере идеологиче
ски, обращающее острие своего оружия в той же мере против мелкобуржуазной идеологии и ее пережитков и зачатков, как и против буржуазной. В плане худо
жественной формы оно может отстать и не сразу достичь своей собственной, которая все же, рано или поздно, но будет Больше того — не имея своей формы
оно может некоторое время быть аформальным, считая момент формальный
буржуазным предрассудком. Так, иногда общую всем классам внешнюю культур
ность расценивают как реакционное явление.
И лишь после общей победы пролетариата над буржуазией наступает третья стадия — искусства коммунистического,
снова не классового. Но если искусство революционное — искусство между-клас
совое, то здесь мы имеем искусство В н е- классовое. Его основное устремление не на социалиную борьбу, а на соціальное