Мы не считаем нужным останавливаться здесь на моментах, определивших эту стихию. Неважно, явилась ли она последствием борьбы с литературщиной на театре, или доминирующего положе
ния режиссера в новом театре. Важно лишь, что такое- отношение критического мнения к драматургической продукции на сегодняшний день при
носит сугубо отрицательные результаты, что оно делает драматурга безответственным перед обще
ственностью и массовым зрителем, что оно ни в какой степени не стимулирует нашу драматургию к повышению качества своей продукции.
А в этом потребность ощущается не малая.
Формальная изобретательность новаторов - режиссеров несколько приостановилась, заменилась укреплением завоеванных позиций. Зрительская масса не удовлетворяется больше одной действенностью построения спектакля, она требует углу
бления содержания. И, таким образом, драматург не может больше оставаться пятым колесом в теа
тральной колеснице. Развитие советского театра уже настойчиво требует его театрального равно
правия и его ответственности перед театральным потребителем.
Вопрос о качестве советской драматургии стоит достаточно четко на очереди дня.
Наша послеоктябрьская драматургия имеет тематические достижения, имеет довольно круп
ные успехи по линии сценарного построения. Во что нового сделано в области литературного языки, в области создания новых театральных образов, амплуа? Можем ли мы здесь чем-нибудь похвастаться?
И, конечно, безответственность драматурга не способствует его росту. Его оторванность от широкой общественности не дает необходимого питания процессам его творчества.
Вопрос о соотношении между общественностью, критикой и драматургом нужно пересмотреть.
Нужно поставить в нормальные условия работу драматурга. Нужно потребовать от нашей теакритики серьезного внимания к советской драматургии.
В этом направлении нами мыслятся следующие конкретные пути.
Театр им. МГСПС.
Постановщик Луны слева“А. Б. Винер
1-й Деревенский Передвижной театр „Шторм“
В военкомате
Организация общественных читок пьес (как принятых театрами к постановке, так и не приня
тых еще) с последующим их обсуждением. На такие общественные читки привлекать теа-критиков, рабкоров и массового рабочего.
Считать обязательным для каждого теа-критика, дающего рецензию на постановку советской пьесы, прочтение последней в авторском экзем
пляре и самостоятельную и сравнительную (по отношению к постановке) оценку ее в рецензии. С этой целью необходимо данный вопрос поставить перед редакциями театральных отделов нашей периодической прессы, а также рекомендо
вать авторам предоставлять экземпляры их пьес в редакции соответствующих органов.
Предоставить возможность (в прессе или на общественных просмотрах) автору, художнику, режиссеру, композитору охарактеризовать свою работу, выявить ее замысел.
Давать рецензии не только на новые пьесы, идущие в больших театрах, но и в равной мере на те, что ставятся в районных театрах и рабочих клубах.
В случае недобросовестных рецензий, предоставить право драматургическим обществам давать в прессе соответствующие официальные справки [*)].
Все эти мероприятия достаточно просты и осуществимы. Возможное противодействие со стороны консервативных единичных представите чей теа-критики, которым трудно поспевать за
жизнью, легко может быть сломлено соответствую
щей кампанией в наших театральных журналах и привлечением к этому вопросу общественного мнения.
Н. СЕМЕНОВА
[*)] Чтобы не выйти за пределы ударности разрешения поставленной темы, мы здесь сознатель
но не останавливались на мероприятиях более длительного порядка и касающихся повышения
качества нашей теа-критики (соответствующая работа в ГИЖ’е и в искусствоведческих институтах). Н. С.