ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

АвтобиограФическая справка. РОДИЛСЯ Я 1_го декабря (ст. ст.) 1873 г.
в Москве. Дед (по отцу) был
крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил „волю“
“И занялся торговлей, был купцом, и довольно успешно. Отец этих способностей не имел, должен был по смерти деда тор
говлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекался литературой, писал, и отча
сти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.
В 60 годах мой отец поддаваясь общему настроению, деятельно
занялся самообразованием, много читал, одно время слушал лекции в Петровской Академии. Тогда же отец сблизился с кружками тогдащних революционеров.
Между прочим, в 70-х годах он был близок с А. Н. Морозовым (будущим шлис
сельбуржцем), образ которого я помню из дней моего раннего детства. До конца жизни отца у него над столом висели портреты Чернышевского и Писарева.
УЧИЛСЯ Я сначала в частных гимназиях
Москвы, потом в М. Университете, курс которого, по историческому Отделению Историко - Филологического Факультета, кончил в 1899 г. Больше знаний, однако, чем из школ, я почерпнул из чтения; выучившись читать еще 3-х лет от роду, я с тех пор непрерывно поглащал книги, прочитав еще до поступления в гимназию огромное их количество
как чисто-литературных, так и научных, особенно интересуясь естественными нау
ками и астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими наука
ми — пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался философией. ПИСАТЬ НАЧАЛ Я
тоже очень рано, тоже с детства, еще ребенком сочиняя и стихи, и рассказы, и статьи. Впервые на
печатаны мои строки были еще в 80-х годах, стихи — в начале 90-х. Более регулярно стал я печатать свои произве
дения после 1894 г., когда появилось первое маленькое собрание моих стихов.
После того ежегодно я выпускал не менее как по книге, иногда по две, по три в год, так что к настоящему времени всех книг, появившихся с моим именем, насчитывается несколько десятков. Среди них—
сборники стихов, сборники рассказов, ро
маны, драмы, научные исследования, собрания статей и длинный ряд переводов, в стихах и в прозе. С КОНЦА 90 ГОДОВ
я стал сотрудничать в разных журналах и газетах. За 20 лет я состоял сотрудником большинства ви
ходивших за этот период изданий, журналов, альманахов и т. п. Неоднократно я принимал участие в редакции таких изданий, как ее член, как единоличный редактор, как редактор отдела. Особенно близ
ко я участвовал в редакциях „Нового Пути“, „Весов“, „Русской Мысли“. Во время империалистической войны я был на фронте корреспондентом от газеты „Рус