ТЕАТР И МАССОВЫЙ зритель[*)]

Тов. П. Зенкевич в своей статье «Театр и массовый зритель», будучи в основном прав в своих выводах, все-таки односторонне осветил целый ряд существенных положений.
Конечно, нужно было ставить вопрос не только о работе распределительных организаций, а, главным образом, об отношении профсоюзных ячеек к вопросу привлечения массового зрителя в театр.
Если в заслугу распределительным организациям можно поставить развитие сети районных касс, продажу целевых спектаклей и ряд других мероприятий, то на местах существует совершен
но другое положение. В большинстве случаев культкомиссии выделяют уполномоченными по распространению льготной полосы технических работников, которые в своей работе, как правило, бесконтрольны... Бывали случаи, когда уполно
моченные культкомиссией прибавляли 5 копеек на каждый билет; это проделывалось в виде воз
награждения за свой труд без ведома фабзавместкома. Культкомиссии, за редкими исключениями, не ставят отчеты о работе этих уполномо
ченных. Задолженность работников взыскивается несвоевременно, в результате чего получаются сомнительные долги, судебные процессы...
Если прибавить к этому, что фабзавместкомы не являются юридическими лицами, то станет ясным, что в некоторых случаях театры вынуждены были прекратить отпуск билетов, что вызвало вполне справедливое недовольство со стороны рабочих.
Нужно, между прочим, отметить, что тов. Зенкевич неправ, указывая на растраты, которые в преобладающем количестве происходят в распре
делительных организациях. Практика показывает обратное. На основе того положения, которое существует на местах, растраты производят в большинстве случаев уполномоченные фабзавместкомов. Важно отметить, что и сейчас к от
крытию зимнего теасезона профорганизации в недостаточной степени приступили к этой работе.
УМЗП, по примеру прошлого сезона, выпусти
ло сводный абонемент в пять театров, представляющий наиболее интересный вид привлечения
массового зрителя, поскольку абонемент включает в себя несколько видов зрелища, при чем в теат
рах в достаточной степени зарекомендовавших себя постановками прошлого года (театры Революции, им. МГСПС и др.) и являющихся для рабочего зрителя по своей установке наиболее близкими. И несмотря на все это, свободный абонемент очень слабо распределяется на местах.
Плохо обстоит дело и с распространением целевых спектаклей в этом сезоне. Целевой спектакль является наиболее интересной и эффект
ной формой привлечения широкого организованного зрителя, ибо наполняет аудиторию спаянной массой одного производства. Эта же форма привлечения массового зрителя, предоставляя воз
можность устройства широкого обмена мнениями, может влиять на театр и направлять его идеологическую и репертуарную линию.
Несмотря на это, мы встречаемся на местах с противодействием со стороны губотделов в этом большом и важном деле. Так, например, крупнейшие губотдеды — текстильщиков, металли
стов — в этом году не закупили пока ни одного целевого спектакля, мотивируя это боязнью материальной ответственности.
Вот каким образом смазывается такая важная задача профсоюзов, как культурное обслужива
[*)] По поводу статьи П. Зенкевича в № 38 «Нового Зрителя».
ние масс зрелищами. Места этим положением недовольны и вынуждены покупать спектакли в единичном порядке (текстильщики, фабрика Мострикотаж № 8). Все это показывает и характери
зует, как недостаточно интенсивно к этому делу относятся туботделы.
Здесь необходим коренной перелом. Необходимо, чтобы культкомиссии развернули широкую работу с уполномоченными на местах, придав этой работе большой общественный характер. Необходимо, по примеру прошлого года, на город
ской конференции культкомиссий поставить на обсуждение вопрос о работе распределительных, организаций и, подвергнув их работу жесточай
шей критике, всемерно ее улучшить (ибо и здесь немало ошибок).
Качественный состав распределительной работы должен быть усилен. Необходимо постепенно
отказываться от системы распределителей на., местах, работа которых еще не носит общественного характера, создавая в районах (в особенности в рабочих — на окраинах) крупные базы, вроде существующих районных касс, снабжающих места достаточными количеством реперту
арных листков и понятных бесплатных либретто. Необходимо также и уменьшить размер комис
сионного вознаграждения, за счет чего снизить стоимость льготной полосы. Сейчас стоимость распределения достигает 7%. В связи с переходом на беспрерывную неделю целого ряда произ
водств и введением смен, и одновременно очень медленным раскачиванием в этом вопросе теат
ров, работа по привлечению массового зрителя становится сложней; профсоюзы и распредели
тельные организации должны развернуть свою работу более интенсивно.
И. ОКУНЬ
Театр б. Корш «Болото
Радин — Топаз