ИДЕТ

МТЮЗ «Веселый фургон

НАША СМЕНА

Классовая борьба на фронте искусства значительно обострилась за последние годы. Художественная школа, где теснее, чем на производстве
сталкиваются пролетарская смена и реакционные кадры, испытывает сильнейшие удары... Не всегда и не везде победа достается молодняку...
Путь от слесаря к певцу, от прядильщицы к танцовщице, от батрака к живописцу — утоми
тельный, опасный путь; не каждый его проходит легко, спокойно, уверенно... Наоборот, слишком часто приходится спотыкаться, падать и хромать...
Используя подобные настроения у рабочего молодняка, реакция борется с революционной художественной культурой... Осуществляется эта система, примерно, таким образом: сначала акти
ву молодняка исподволь прививается фальшивая художественная идеология («искусство для искусства»), затем спровоцированная масса во
влекается в «междуусобицу» (традиционная «кас
товая» борьба в художественной школе — между учащимися исполнительского, творческого и пе
дагогического курсов), наконец, один на один сталкиваются лбами разжиревшее чванство с самодеятельным марксистским искусствоведением...
Здесь, в инспирируемой борьбе, применяются самые гнусные приемчики, вроде эффектных пе
дагогических аргументов (Вы, зеленая молодежь, говорите, нет гениев? — А вот полюбуйтесь, — сам Моцарт в 4 года концертировал!) или дема
гогической игры на «человеческих струнках
(мол, занятие общественными науками повторяет газетное чтение, но отнимает время у занятий специальностью).
Частично здесь повинны и вожаки нашего молодняка — обществоведы, которые сами пасуют, не умеют поднять политические и общественные науки на высоту, не хотят их сделать более жиз
ненными... Действительно, в области политэкономучебы, приноровленной к требованиям искусства, мы отстали едва ли не на 10 лет! Вот обстановка, в условиях которой живет и рабо
тает советская художественная школа. Многое в ней предстоит сделать, многое изменить, многое ликвидировать, многое заменить...
Раньше всего активизовать красное студенчество; в дальнейшем — вдохнуть в него общественные навыки; затем — ознакомить с решением партии в деле искусства, поставить ближе к задачам социалистической пятилетки и т. д. Одна
ко, удастся реализовать, все это единственным способом — через абсолютную пролетаризацщо художественных вузов и техникумов. Вот отчего громадное значение приобретают сейчас те меро
приятия, которые делаются уже в 1929—30 г.г. Вот почему анализ цифр и других данных теку
щего приема является интересным материалом для широкого читателя... Посмотрим, проверим каковы его итоги?
В ЦЕТЕТИС е новый прием отличается сравнительно благополучными результатами; по отделению драмы была 261 заявка на вступитель
ные испытания (от лиц рабоче-крестьянского происхождения — 141, от служащих — 120, из них от членов партии и комсомола — 60), а принято было 28 человек (рабочих и крестьян — 16, служащих — 12, парткомсомола — 12); по отделению оперы была 131 заявка на вступительные испытания (от лиц рабоче-крестьянского происхождения — 66, от служащих — 65, из них от членов партии и комсомола—19), а принято было 28 чел.
Сцена в лодке
(рабочих и крестьян — 16, служащих — 12, парткомс. — 6).
В Московской государственной консерватории — менее ровное процентное распределение мест для рабочих, крестьян и служащих. В МГК было подано 333 заявления о приеме (от лиц ра
бочего происхождения — 68, крестьянского — 19, служащих — 225). Всего принято 66 мужчин и 32 женщины (рабочего происхождения — 20, крестьянского — 9, служащих — 59, детей специали
стов — 6, детей кустарей — 4; из них членов ВКП(б) — 4, чл. ВЛКСМ — 14).
В Государственном техникуме кинематографии вопрос о приеме обстоит почти удовлетвори
тельно, близко к желаемому результату. Сюда было подано заявлений о приеме 915 (от лиц ра
бочего происхождения — 194, крестьянского — 110, служащих — 561, от прочих — 50; из них: членов ВКП(б) — 34 ч., членов ВЛКСМ—195). Принято же 59 мужчин и 18 женских (рабочего происхожде
ния — 45, крестьянского — 14, служащих — 18, из них членов ВКП(б) — 8, членов ВЛКСМ — 40). Неплохо распределение принятых по специальностям: на актерском отделении — 14 мужчин, 10 женщин, на режиссерском отделении — 18 муж
чин, 4 женщины; на операторском отделении— 27 мужчин и 4 женщины. Любопытно, что в на
циональном отношении этот прием отличается положительными итогами: приняты в ГТК пред
ставители 18 национальностей, в том числе украинцы, грузины, армяне, хакассы, осетины, узбеки, чуваши, татары, мордва, болгары, немцы.
Некоторое отступление от «традиции» дает прием в Балетном Техникуме (при ГОТОБ), где в текущем учебном году наблюдается, во-первых, большой наплыв мальчиков и, во-вторых, интенсивный рост пролетарского состава... Резуль
таты здесь следующие: было подано заявок на испытания от 250 чел., а принято 53 человека (детей рабочих — 14, детей артистов — 3, детей спе
циалистов — 10, детей военнослужащих — 4, детей служащих — 22, из них членов ВКП(б) — 9; всего принято 29 девочек и 24 мальчика).
За эти свежие кадры, за эту предыдущую смену общественность должна бороться реши
тельно и настойчиво. Первая задача ее — недопустить, чтобы эти сотни юношей и девушек стали жертвой той «гнусной системы» классовой борьбы, о которой мы упомянули выше... Вторая за
дача — воспитать этот молодняк в современном, коммунистическом духе, вооружить его опытом и знаниями, силой и волей.
Н. НИКОЛАЕВ