ИСКУССТВО ПО РАДИО

Широкое распространение радио среди населения делает чрезвычайно важным вопрос о фор
ме, качестве и содержании художественных радио-передач.
«Радио-передача» предпринят серьезную проработку вопросов художественного радиовещания.
16 октября в студия «Радио-передачи» состоялся интересный митинг на эту тему. В митинге приняли участие видные деятели советского искусства и общественные работники.
Ниже мы приводим наиболее интересные практические пожелания, высказанные на митинге.
Проф. Коган. — ...главное место при составлении художественных передач должно принадлежать музыке во всех ее видах. Но, уделяя главное внимание музыке, не следует забывать о де
кламации, которая достаточно выразительна, так как хороший декламатор не нуждается в жести
куляции или мимике. Существенное условие — это разнообразие программы и составление ее исключительно из коротких вещей.
М. М. Ипполитов-Иванов. Музыкальные номера следует сопровождать подробными устными разъяснениями. Таким образам, будет в самом широком масштабе проводиться музыкальное образование.
Р. А. Пельше. Театр есть искусство синтетическое, воспринимаемое нами при помощи двух чувств: зрения и слуха. Коль скоро мы не можем пользоваться одним из этих чувств, пропадает весь смысл театральных вещей. Поэтому передачу последних следует призвать нецелесообразной. Создание же специальных пьес для радио, в некоторых сведена к минимуму необходимость зрительных восприятий — безусловно интересно.
В. А. Лосский. — ...можно бы при трансляции опер подойти к слушателю с кратким, но достаточно выразительным обяснением сущности происходящего в данный момент на сцене.
К. Н. Игумнов. Я считаю, что декламация и чтение имеют полное право на включение в программы передач по радио.
Создание специальных музыкальных произведений для радио вполне возможно. Наши композиторы охотно возьмутся за это.
Тов. Гинзбург (КО МГСПС). Кружки московских рабочих клубов имеют большие художественные достижения.
Необходимо, чтобы эти рабочие кружки чаще выступали в эфире и опыт их мог учитываться в провинции.
Наблюдающийся в художественных передачах по радио недостаток злободневного революцион
ного репертуара легко мог бы быть восполнен при использовании лучших клубных живых газет.
Вс. Э. Мейерхольд. Соединение фотографии с театром дало новое искусство — кино. Соединение радио с театром также должно дать новое искусство, о формах которого, однако, еще преждевременно высказываться.
Для передачи по радио более всего подошли бы те пьесы, в которых слово играет особенно существенную роль. Я подразумеваю здесь те по
становки, в которых мы работали над ударностью, броскостью и разнообразием интонаций, как, напр., «Земля дыбом», «Лес» и «Мандат»..
Большинство выступавших отметило также значительные достижения «Радио-передачи» к области художественного широковещания и те громадные перспективы, — быть может даже воз
никновению самостоятельного радио-искусства, — которые открываются о дальнейшим развитием радио-техники.

МЫСЛИ И ИЗРЕЧЕНИЯ

театрального философа Кузьмы Пруткина
Барс — зверь, однако же «барсуки» — безобидная пьеса.
***
И «Евгений Онегин» — октябрьская опера, если ее поставить в годовщину Октября.
***
А. Толстой, Мих. Левидов, Анатолий Мариенгоф — ЗАГОВОРЩИКИ. Ибо они организовали «Заговор императрицы», «Заговор равных», «Заговор дураков».
***
А. Пушкин и Апушкин — все-таки разница.
***
Не пожелай «Тени осла» ближнего своего.
***
И Шаляпина можно лишить голоса.
***
Верблюду пройти сквозь игольное ушко, артисту остаться незаслуженным — в равной степени трудно.
***
Терпи студия — МХАТ’ом будешь. «Горе от безума».
***
***
«Дни Турбиных», «Безумный день», «День и Ночь».., Истинно сказано: дни за днями катятся.
***
Почему в МХАТъе 2 только «Дело» слушается при открытых дверях?
***
Не имей большого «общества друзей театра», а имей маленькую дотацию.
***
Не все то радио, что хрипит.
***
Обладая чувствительным сердцем и возвышенным слогом — почему не пойдешь в сочинители оперных либретто?
***
Некая советская пишмашка, отменная работница, узрев Эгона Петри и в восхищении следя за его быстро-бегущими пальцами, с завистью
воскликнула: «Буде оный Евгений Петров пишмашкой, он бы несомненно получал по высшей ставке!».
***
Узрев на фронтоне Большого театра несущихся вскачь коней, а самый театр — топчущимся на месте — не удивляйся, ибо это игра природы.
***
И контрамарочники — публика!
КУЗЬМА ПРУТКИН