К ОКТЯБРЮ!

Государственные, просветительные, хозяйственные и кооперативные органы, партийные и профессиональные организации всемерно заинтересованы в том, чтобы возбудить инциативу, активность и творчество масс в создании Ок
тябрьского праздника, чтобы добиться возможно более полного и всестороннего подытоживания всех достижений, которые имеются за эти 10 лет.
Поэтому все должно быть устремлено к созданию самой благоприятной обстановки и благоприятных условий для поднятия этой инициативы.
Празднование десятилетия Октября должно поднять новые слои актива из трудящихся, создать организаторов, активных выразителей Октябрьских событий. Этот актив должен организоваться в процессе подготовки празднеств. Создание его возможно только при полной подготовке масс к пониманию октябрьских событий.
Одним из важнейших моментов подготовки празднования Октября является выкачивание
всего того богатства интеллектуального и всякого иного порядка, которое каждый из участни
ков и свидетелей Октября в себе таит. Это богатство агитационно-пропагандистского и организа
ционного характера мы, к большому сожалению, еще не передали нашей смене.
Для этого Октябрьские празднества должны стать как бы народным университетом, самым широким, популярным и увлекательным, который воспитает не одну сотню трудящихся. Сейчас мы пишем историю на основах архива, а раз
ве мы не можем писать историю так, как писали эпос, басни, сказки и т. д.? Разве не настало вре
мя для этого, разве не лучший толчок в этому десятилетие Октября!
Массы должны быть тем рычагом, который не так, как великий Октябрь, но все-таки потрясет мир через Октябрьские празднества.
Совкино
„Бабы рязанские“
То, что мы сумеем сделать, заграничные газеты будут распространять и будут описывать. Когда корреспонденты, которые нахлынут сюда, несомненно, разнесут по всему миру через свои газеты, радио, кино все то, что они видели — все эти фотографии, все эти лозунга, которые они бу
дут печатать в своих заграничных журналах, хо
тя и будут представлять большевиков так, как им хочется, — все-таки проделают для нас огромную агитационную работу.

Н. ПОДВОЙСКИЙ ИЗ революционного ПРОШЛОГО ГАБТ

(Воспоминания)
1920 г. Большой театр. Идет «Руслан». Дирижирует Сук. Во время акта — рассказывает один из членов тогдашней директории — вхожу в ложу и вижу, что театр... совершенно пуст, не счи
тая нескольких «зайцев» на галлерее. С целью прекратить никому не нужное рвение участвую
щих, выхожу на авансцену и делаю знаки Суку, чтобы он прекратил спектакль. Он несколько раз злобно взглядывает на меня, не выражает, повидимому, никакого удивления к появлению «штат
ского» среди костюмированных исполнителей и продолжает дирижировать, подчеркивая свое рвение.
Когда закончился хоровой ансамбль, он недовольным тоном спрашивает меня:
— Послюшайте, что вы нам мешаете?
Я объясняю, что за совершенным отсутствием зрителей нет необходимости продолжать спектакль...
Неловко было предавать широкой огласке причину этого совершенно необыкновенного случая.
А причина была в том, что тогдашний управдел театра, некто Про, просто-на-просто забыл послать билеты какой-то организации, купившей этот
спектакль, а сама организация, в свою очередь, «забыла» о сделанной покупке..,.
***
Для постановки «Пиковой Дамы» в Большом театре был приглашен С. А. Кусевицкий, вложивший много энтузиазма в эту работу. Были в его толковании Чайковского и новые штрихи, потребовавшие от певцов известной гибкости. Консервативное течение корпорации солистов оперы не замедлило сказаться и вылилось в борьбу против толкования Чайковского Кусевицким.
Ярким выразителем этой борьбы явился Мигай, демонстративно тавцовавший «от печки» да
же на генеральной репетиции и игнорировавший все указания дирижера и режиссера. Все тактические приемы Кусевицкого, направленные с дирижерского пульта к преодолению косности этого артиста — были тщетны. Мигай пел в четверть го
лоса и так, как он когда-то выучился и как пел раньше.
Вызванный на объяснение в дирекцию певец пояснил:
— Каких кучеров ни сажайте, лошади ста
рые — повезут, как хотят.