В театре Мейерхольда, как сообщают журналы, подготовляется постановка „Ревизора . Как она подготовляется неизвестно, но, в данном случае, совершенно неважно, как именно. И вот почему:
Буржуазное искусство представляет собою производство „уникумов , рассчитанных на „вечное потребление, на потребление во
обще, или, иначе говоря, на самодовлеющее потребление. В этом главный смысл всякой т. н. „высокой формы в искусстве и вся
кого классицизма, т.-е. канонизированной вне времени и пространства системы приемов.
Поэтому главным лозунгом левого, утилитарного-производственного движения в искус
стве был разрыв с классиками и с высокими „пафосными формами. И если работники левого театра иногда включали в свой матерьял т. н. прошлые формы, то прежде все
го для того, чтобы их дискредитировать, как станково - храмовые („Мудрец Эйзенштейна) или чтобы их снизить („Баллады Маяковского). С этой стороны можно и в некото
рой степени должно рассматривать решение Мейерхольда поставить „Кармен под гар
мошку: здесь мы имеем попытку деоперизировать оперу, ударить по специфически-жреческому театральному жанру при использовании его же репертуара.
Совершенно иное получается при постановке „Ревизора . С самим жанром (коме
дией) делать тут нечего оттого, что соответственное снижение и перестройка приемов в левом театре уже совершились. Низвергать Гоголя просто невозможно в преде
лах театрально-постановочного оформления в виду того, что театральный Гоголь нека
нонизирован (как это мы имели с оперной „Кармен ). Следовательно, речь идет у Мей
ерхольда о создании для нынешней сцены крупного по размаху матерьяла в репертуарном отношении.
Современная драматургия „мала или, правду сказать, плоха, а „большой драматургии нет и вовсе. Между тем, Мейерхольдовский театр явно тяготеет к высокому сценическому действию, к новому „левому канону,
к возобновленному храму искусств. Отсюда курс на классиков на Шекспира и Гоголя, Пушкина, а, может быть, и Шиллера, т.-е. на подогревание изживаемых приемов сред
ствами сегодняшнего театра. Вместо того, чтобы продолжать наступательное движение
и разрушать станково-театральные традиции, Мейерхольд, найдя ряд новых приемов, стре
мится теперь, во-первых, увековечить их и вознести на высоту „настоящего искусства, а, во-вторых, с их помощью поддержать священные ценности буржуазного театра, кото
рые были атакованы левыми. Хуже всего то, что перелицовывание классиков происходит в Мейерхольдовском театре под знаком, под прикрытием их „пролетаризацией ; за этой ширмой объективно скрывается, конечно, дру
гое: приспособление буржуазного искусства к нашей действительности, к после-неповскому рынку, к возрождающемуся индивидуальному покупателю. Такое приспособление составляет сейчас, вообще, часть реставрационной волны, накатившей на Респуб

лику и, с одной стороны, возвращающей прежние виды искусства в неприкосновенности на угоду буржуазной публике, с дру

гой же стороны, демократизирующей эти виды искусства, перекрашивающей их, чтобы сделать старое приемлемым для советской демократии.
„Ревизор в театре Мейерхольда целиком аналогичен „Пугачевщине в Художествен
ном и „Татьяне Русских в Малом; полюсы сближаются; оффициальные аки берут „зло
бодневный материал, а неоффициальные, завтрашние аки берут материал классический.
Таково положение дел, и с ним надо считаться практически: и Немирович-Данченко, и Мейерхольд только что агитировали за свои формы на ленинградских заводах, оба, вероятно, имели успех, но „разъяснить“ обо
их надо тоже, пусть не приклеивают себе несоответствующих ярлыков.
Б. АРВАТОВ
НАША ОБЛОЖКА
На нашей обложке помещены эскизы Константина Савицкого к танцу „Моссельпром в постановке Эмиля Мэя.

КЛАССИКИ ПО МЕЙЕРХОЛЬДУ

Одной из ближайших постановок театра им. Мейерхольда явится комедия Гоголя „Ревизор .
(Веч. Москва).