БЫЛЬЕМ

Мы откликаемся на юбилей Малого театра в порядке, так сказать, информа

ции. И не потому, что нам представляется искусственной сама юбилейная дата (юбилей здания — дома купца Варгина).
Стереотипная схема любого юбилейного приветствия строится обычно из трех частей: сначала вспоминают прошлые
заслуги юбиляра, затем свидетельствуют, что он и по сию пору находится в рас
цвете сил и в заключение высказывают уверенность, что еще долго-долго он будет стоять на славном посту...
Что нынешний Малый театр находится в упадке, обнаруживающем все симптомы старческого маразма, что бле
стящее мастерство его юношеских и потом зрелых лет им растеряно, что роль этой некогда большой культурной силы либерально-буржуазной России сыграна до последней ремарки и что ее традиции не могут найти приложения в куль
турном строительстве Союза Социалистических Советских Республик,— все это особенно осознается именно в юбилейные дни - в дни подведения „итогов
Остаются — „прошлые заслуги Малого театра. Они бесспорны, и мы не собираемся их отрицать. От Щепкина до Ер

моловой протянулась основная, определяющая бытие театра „традиция : его

связь с просвещенными кругами „обуржуазивающетося дворянства и расправляющей

крылья буржуазией. Этой связью — через и

университет и литературные организации— и крепок был Малый театр.

Но тяжелым грузом всегда висела на этой традиции театра его „императорскость . Он стал непоспевать за темпом как на дрожжах к XX веку поднявшейся бур
жуазии — и честь отражать художественные устремления этого буйно растущего класса вынужден был уступить „буйному сектанту , Художественному театру. Малый театр остался „за штатом . Остановился в развитии

Октябрьская Революция, начисто ликви

дировавшая у нас феодализм и нанесшая смертельный удар буржуазии, естественно стала роковой датой для составлявшей

„душу Малого театра его традиции. „Поражу пастыря—и рассеются овцы ... Лишенный вековой социальной базы, театр проявляет еще некоторую инерцию — за счет, во-первых, великодушной поли

тики НКП и моральной поддержки обломков буржуазной интелигенции, во-вторых.

И опять таки совершенно „разумно , что в нашей революции Малый театр ничего не понял: верный своей социоло
гической природе, он развивает максимум („императорскость !) заложенных в нем
народническо-демократических тенденций. Отсюда косность его репер
туара. странности „революционной части последнего, дряблость и пестрота репертуара, с которым он „пошел в народ — к таганскому пролетариату и т. д.

ПОРОСШЕЕ