К НОВОМУ СЕЗОНУ

БОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА
Первый этап борьбы за советский театр в провинции можно считать законченным. Репертуарная линия почти всюду выравнялась. «Темпы» перехода провинциального театра к советскому репетуару можно считать достаточно зна
чительными. Весной 1927 года тов. Пельше в своем докладе на партийном совещании по во
просам театра указывал, что театр на местах дает до 60% так назыв. «прочих пьес» (то-есть пьес, написанных не советскими авторами, не класси
ческих). В минувшем сезоне мы имеем в среднем 70—80% советских пьес.
Главной базой материального существования провинциального театра становится организо
ванный зритель (от 50 до 80% всех посетителей театра). В городах Северного Кавказа, которые нам пришлось объехать, наибольший процент ор
ганизованного зрителя дают индустриальные центры, как например Грозный, наименьший — города, где нет крупной промышленности, как Пятигорск.
Резолюция партийного совещания по вопросу о строительстве театра на местах указывала на значительные трудности в работе провинци
ального театра, происходящие от того, что театр каждые 2—3 дня ставит новые пьесы. В минув
шем сезоне ставка на организованного зрителя позволила сократить количество новых постановок.
В крупнейших краевых (областных) или значительных окружных центрах количество новых постановок в минувшем сезоне не выше 10—12. Все это уже значительные достижения.
Вместе с тем, провинциальный театр несомненно, переживает болезни роста. Четкой художественной установки даже в большинстве круп
ных театров до сих пор нет. Более того, часто в театрах как будто боятся самобытной и оригинальной работы режиссера. После каждой крупной московской постановки начинается целое па
ломничество провинциальных режиссеров в центр. Затем следует более или менее точное ко
пирование московских постановок. Нам удалось видеть в Ростове-на-Дону выставку макетов те
атральных постановок ряда крупных центров Северного Кавказа, а также некоторых других городов (Саратов, Сталинград). Макеты таких вещей, как «Человек с портфелем», «Гопля, мы живем» и некоторые другие оказались здесь чрез
вычайно однотипными. Это более или менее удачная копия оформления пьесы на московской сцене.
Надо сказать, что в области оригинальности постановки часто даже самодеятельные кружки обгоняют профессиональные театры. Это бо
лезнь старая, восходящая к тем временам, когда антрепренеры старались копировать постановки
Станиславского, или Александрийские работы Мейерхольда. Один из крупных провинциальных режиссеров даже жаловался, что Краснодарское УЗП сделало ему замечание, что «Разлом» поставлен «совсем не так, как в Москве»!
Кроме того, мы видим обычно в провинциальном театре боязнь местного материала и местных тем. Для того, чтобы местный драматург добил
ся постановки его пьесы, последняя должна быть поставлена в одном из московских театров или издана в центральных издатель
ствах. Получается так: много говорится о том, что не отражены в театре вопросы строительства, а если эти вопросы будут поставлены на мест
ном материале в достаточно грамотной пьесе, ее в театр не возьмут.
Художественные советы существуют как будто бы во всех театрах. Однако, их работу нельзя считать пока достаточно значительной. Как правило, перед началом сезона составляется репертуар, а затем уже когда сезон начался, этот репертуар утверждается художественным сове

том после некоторых небольших споров. Бывает и так, что художественный совет по месяцам не созывается. В Краснодаре и Владикавказе оказа

лись даже случаи, когда члены художественных советов с мест не знали, что они состоят в ху
дожественном совете! Совершенной новостью для москвича является почти повсеместное существо
вание обществ друзей советского театра. Правда,
эти общества не сумели достаточно развернуть работу и втянуть в нее широкие массы населе
ния. Обычно это существующие при театре кружки интеллигентов-театралов.
В большинстве театров до сих пор еще существует достаточно затхлая внутренняя атмосфера.
На Северном Кавказе за прошлый сезон произошел целый ряд театральных «инцидентов» и некоторые из них даже потребовали вмешательства властей. Непосредственной связи театраль
ных кулис с советской общественностью мы пока не находим.
Известную роль здесь играет чрезвычайно искусственный способ набора трупп для провинциальных театров. Почти всегда труппы набираются поздно и случайно. Точно так же, как набирались когда-то труппы старыми антрепрене
рами — путем хождения по корридорам Посредрабиса, записок и личных знакомств. Художе
ственные советы никакой роли в деле набора труппы не играют. Между тем, при неизбежном ежегодном обновлении состава трупп провинци
ального театра, это вопрос чрезвычайно важный, к которому нужно привлечь больше внимания советской общественности. Обычно получается так, что «первачи» требуют огромных окладов и
оказываются на положении почти гастрольном, а молодежь забирается в порядке пожарном.