МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ

Четко и (бесперебойно бьется пульс новой жизни. Все больше и больше единиц входит в общий хоровод фабрик, заводов и предприятий, решивших ускорить индустриализацию страны и заставивших станки и машины беспрерывно ра
ботать. И только театры оказались где-то сбоку, примериваясь и не решаясь в него войти. Спора нет, — раньше примерить, а потом сделать — не плохой принцип. Но когда это «примериваниепереходит границы простого учета возможностей и становится только боязнью перед трудностями, то здесь лора решительнее поставить перед театрами вопрос о быстрейшем осуществлении декрета правительства.
Театрам в непрерывке надлежит сыграть немалую роль. Еще постановление Совнаркома от 20 августа указало на необходимость обеспечить более широкое удовлетворение культурно-быто
вых потребностей рабочих. Здесь театр должен занять одно из первых мест. Конечно, трудности в осуществлении перехода театра на непрерывную производственую неделю будут, особенно в первое время, но их не следует пугаться.
Приходится до некоторый степени оправдывать опасения администрации театров перед сложностью перехода. Эти сложности, конечно,
обусловлены чисто специфическими условиями общей системы построения театра; но, во-первых, эту мерку нельзя применить абсолютно ко всем театрам, а, во-вторых, многие театры находятся в значительно лучших и более легких условиях для перехода, чем производственные предприя
тия, которые уже перешедшие на непрерывную неделю.
Постановлением ЦК Рабис всем зрелищным предприятиям предложено перейти на непрерыв
ку к 1 декабря 1929 г. Не отрицая возможных трудностей перехода театра на непрерывную не
делю, думается, что они в конечном результате оказываются вовсе уж не такими «страшными», как их рисуют иные руководители театра. Лучшим подтверждением этому служит опыт теа
тров, которые уже перешли на непрерывное обслуживание зрителей.
На сегодня в Москве перешли на такую систему обслуживания: театр имени Мейерхольда, Камерный, Реалистический, Малый и ГОТОБ’ы.
Театр Мейерхольда установил пятидневную рабочую неделю для технического персонала и шестидневную для художественного. По словам работников театра, переход не вызвал особых за
труднений. Волнующий работников всех театров вопрос распределения репетиций был разрешен без особого напряжения.
В Камерном театре переход был осуществлен после предварительного его обсуждения в дирек
ции, месткоме и на производственном совещании и по утверждении общим собранием работников театра, с применением шестидневки для художественного персонала и пятидневки для техниче
ского и административного состава. Некоторые затруднения встретились в распределении репе
тиций, но руководители уверены, что дальнейшая практика покажет пути к их устранению.
Непрерывная неделя в Реалистическом театре введена с момента открытия сезона — 10 октября. Труппа театра увеличена на 16 человек, попол
нение прошло исключительно за счет молодняка, чем выполнено обещание, данное дирекцией в конце прошлого сезона. Выходные дни работников театра распределены по группам. Реалисти
ческий театр одним из первых откликнулся на призыв устраивать утренники в «будничные днии на ноябрь.
1 ноября думают перейти на непрерывную неделю оперная студия им. Станиславского и музыкальный театр им. Немировича-Данченко. На первый взгляд кажется, что переход этим теа
трам удастся осуществить чрезвычайно легко, хотя бы потому, что их спектакли проходят поочередно в одном помещении. Но если администрация театра им. Немировича-Данченко на
строена довольно оптимистично, то этого нельзя сказать о театре Станиславского, руководители которого указывают на такие трудности, как не
обходимость увеличения состава оркестра (общий в обоих театрах) и на сложность заранее распре
делить репетиционные, а отсюда и выходные дни, так как помещения для совместных репетиций нет.
Несмотря на все эти трудности, театр обещает приложить все старания к их изжитию и прове
сти директиву правительства о непрерывке как можно скорее и лучше.
Театр Революции — говорит директор театра т. И. Зубцов, — переход на непрерывную рабочую неделю считает большим политическим во
просом общесоюзного значения. С нашей точки зрения переход на шестидневку в театре является только полумерой в смысле выполнения ди
ректив о непрерывке. Театр Революции вводит пятидневку для всех работников, с целью увязки своей работы в календарном отношении с фабриками и заводами, рабочие которых являются основным нашим потребителем. Переход мы думаем осуществить в течение ближайшего месяца.
Непрерывная производственная неделя, по мнению т. Зубцова, заставит хозяйственников и режиссеров, особенно так называемых «маститых», вести всю подготовительную работу над новыми постановками не анархично, в зависимости от настроения постановщика, а строго придерживаясь заранее установленного и проработанного календарного плана. Эти же причины заставят театры равномерно использовать всю труппу в порядке очередности, а не дублирования, что, не
сомненно, будет способствовать художественному росту молодняка.
В первом и втором ГОТОБ’е, которые перешли на непрерывку 22 октября, затруднений было меньше, чем в каком-либо другом театре и, пре
жде всего, потому, что эти театры располагают несколькими составами исполнителей (особенно в оперных спектаклях). Кроме того, репертуар
ГОТОБ’ов складывается из оперных и балетных спектаклей, что дает широкие возможности в смысле распределения репетиций и выходных дней. Несколько сложнее будет с техническим персоналом, который вероятно придется увеличить, такое же положение и с оркестрами. Ко
нечно, чрезвычайная громоздкость всего аппарата ГОТОБ’ов несколько осложнила переход.
Введение непрерывной производственной недели в театре Сатиры задерживается до того времени, пока играющий по понедельникам Госу
дарственный Педагогический театр не переедет в новое здание.
Точный срок введения непрерывной недели в театре б. Корш пока еще не установлен, но предварительная работа в этом направлении ведется самым интенсивным образом. Предположено пятидневная неделя для технического и шестидневная неделя для технического и шестиднев
ная для художественного персонала. Исходя из этого, строятся вое предварительные планы, которые должны подвергнуться обсуждению произ
водственного совещания и утверждению общего собрания. Из сложностей, которые придется