РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА В КАЗАКСТАНЕ

В начале 1926 года в Оренбурге организовался первый национальный государственный театр. 29 человек народных певцов приехали из разных мест Казакстана к организатору театра Дин Мухамету Адылову учиться и работать. Но Дин Мухамет Адылов вскоре покинул театр. Осенью того же года во главе театра встал известный казакский писатель-драматург Джумат Шанин. С этого времени театр работает под его главным режиссерством.
Репертуар казанского театра очень разнообразен. Казакские драматурги с большой охотой ра
ботают над историческим материалом, стараясь
показать тяжесть рабства, под гнетом которого долгие века находился казанский народ. К историческим пьесам следует отнести большую десятиактную драму Шанина «Аркалык Батыр» («Богатырь Аркалык»), пьесы Адуэзова «Кара Каз(«Черные глаза»), «Кан-Кене» ( Царь Кене») и ряд других.
Ближе к современности стоят пьесы, отражающие казакское восстание 1916 года, связанное с мобилизацией киргиз на окопные работы. У ка
заков пользуются особым успехом драма Аймаутова «Канапия-Шарбану» и «1916 год» Абланова в художественной переработке Шанина.
Рядом с этими, социально значимыми вещами, нужно поставить драму Кеменгерова из эпохи колонизации казакского края «Куназис-Койгендер» («Без греха гниющий»).
Выполняя социальный заказ освобожденного Октябрьской революцией народа, казакские дра
матурги дали ряд художественных современных пьес. Одна из лучших принадлежит перу Шанина «Ольмнен Уметке («Смерть и надежда»). Следует отметить также пьесы из эпохи гражданской войны пролетарского писателя Сейфуллина «Кзыл Сун-Карлар («Красные соколы») и Айматунова «Эль Корганы» («Защитник населения»). Айматунов написал любопытную мелодраму из жизни казанской интеллигенции после Октября. Вообще казанская драматургия не отстает от жизни. До революции Казакстан имел одну-две газеты на казанском языке. Сейчас в каждом округе есть своя газета. В Каказстане появились новые лю
ди — свои собственные журналисты. И писатель Тлеппергенев опешить дать драму из современ
ной жизни красных журналистов. В 1926—27 г. казакский театр сделал, первый опыт постановки санитарно-просветительной пьесы «Мирезден
Куткарды» («Спасли от сифилиса»), включив ее к репертуар гастрольной поездки по Джетысуйской и Сыр-Дарьинской губернияем. Сейчас на
мечается тенденция осовременить репертуар и отойти от исторического материала.
Зимой казакский театр работает в казакской столице, но каждое лето выезжает с гастролями в степь. Эти спектакли являются для аульной молодежи настоящим праздником. И не только для молодежи. Даже старики, узнав о приезде Амре Кошубаева или Исы Байзакова, приходят посмотреть знаменитых национальных актеров. Правда, муллы косо смотрят на это дело. Бывали случаи, когда они пытались сорвать постановки, но ничего не выходило. Так велика популярность театра в степи!
При степном спектакле сцена обычно оборудуется на телегах, поставленных в ряд. На под
нятых оглоблях развешиваются декорации или ковры. Иногда действие происходит в раскрытой наполовину юрте. Тусклый свет керосиновых ламп заставляет прибегать к сильному контраст
ному гриму. Обычно перед спектаклем проводится короткая беседа о театре. Жадными глазами следят зрителя за игрой артистов. Женщины выти
рают глаза, когда на сцене рыдает девушка, проданная за колым безносому старику-сифилитику. Долго потом вспоминают в аулах казакскую труппу.
Бедна впечатлениями жизнь степняка-кочевника. Услышав о приезде артистов, он поспешно садится в седло и нередко едет за десятки верст, чтобы посмотреть спектакль. В 1925 году мне пришлось быть на Куяндинской ярмарке, в Семипалатинской губернии. Живая газета привле
кала от трех до пяти тысяч слушателей. Это объясняется тем, что в ней принимал участие Иса Байзаков. Степь умеет ценить своих артистов. Слава о них идет далеко.
Казанский театр объединяет талантливых людей: драматурги — Ауэзов, Аймаутов, Шанин, Сейфуллин, Майлин; артисты: Серке Байзанов, Комушбаев. Слава последнего, как это ни странно, началась только с заграничной поездки в Па
риж. До этого он пел на тоях. Бывший пастух не значился в списках семипалатинского Рабис и его долго не могли найти, чтобы отправить во Францию на всемирную выставку. И сейчас еще
много талантливых певцов и артистов пасет скот в бескрайных степях Казакстана; много по
требуется труда, чтобы вызвать их к творческой работе.
Не пора ли поставить вопрос о создании театрального техникума в столице Казакстана — Алма-Ата? Казакскому театру нужны опытные режиссеры, артисты и драматурги.
Н. АНОВ
«Карьера на гвоздике» Театр Замсовета
2 акт.